Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), который разрабатывается в ПАО «Туполев», получит самый передовой комплекс обороны. Это позволит защитить самолет от всех видов оружия.
Производитель сообщает, что при создании перспективного бомбардировщика особый акцент делается на защите самолета от ПВО и ПРО противника с помощью средств радиоэлектронной борьбы. Для ПАК ДА разрабатывается полностью новый бортовой комплекс обороны, который позволит защитить его от всех видов оружия. Это система, связывающая под единое управление средства контроля воздушного и наземного пространства для своевременного обнаружения угроз.
Кто на новое?
Современные бортовые комплексы обороны определяют и классифицируют цели, помогая пилотам выработать решение по локализации угрозы и применению средств противодействия. В качестве мер противодействия предусматривается уклонение, постановка помех средствам наведения противника, а также физическое поражение ракеты или другого боеприпаса. Некоторые системы с элементами искусственного интеллекта способны принимать решения самостоятельно.
Конкретные технические характеристики нового бомбардировщика ПАК и создаваемой для него системы защиты остаются неизвестными. Ранее разработчики сообщали, что для сверхзвукового стратегического бомбардировщика разрабатывается большое количество новых приборов. В их числе локаторы, пилотажный комплекс с современными лазерными гироскопами, инновационная система связи, новые датчики, топливные приборы, система индикации, а также новая система управления оружием.
По оценкам экспертов, радиус действия ПАК ДА может составить около 12 000 км, самолет сможет нести на борту до 30 тонн полезной нагрузки. Бомбардировщик может быть вооружен обычными или ядерными боеприпасами, в частности, гиперзвуковыми ракетами. Самолет будет способен нести существующие и перспективные стратегические крылатые ракеты, высокоточные авиабомбы, гиперзвуковое оружие, будет оснащен новейшими средствами связи и радиоэлектронной борьбы. Машина получит дозвуковую скорость полета. Этот стратегический бомбардировщик сможет длительное время находиться в режиме боевого патрулирования. В конструкции машины будут широко применяться технологии и материалы, снижающие заметность (технология «стелс»).
Перспективный авиационный комплекс дальней авиации спроектирован по схеме «летающее крыло». Такая схема применяется редко, воплотить ее не просто из-за сложностей с устойчивостью таких аппаратов в воздухе. Особенность в том, что подъемную силу создает вся поверхность самолета, а не лишь ее часть, как это происходит в классической компоновке.
Попал в перспективу
ПАК ДА разрабатывался более 10 лет. В 2019 году сообщалось, что эскизный проект самолета утвержден и ПАО «Туполев» приступило к разработке конструкторской документации. Производством элементов планера будет заниматься один из заводов «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОСК). Также сообщалось, что в 2021 году «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) проведет первые стендовые испытания двигателя для ПАК ДА, получившего название «Изделие РФ».
В настоящее время ОСК приступила к работе над первой моделью ПАК ДА. В мае 2020 года звучали заявления, что началось изготовление первого опытного образца бомбардировщика, позже, что целых три прототипа ПАК ДА уже находятся в производстве. Первый прототип ПАК ДА ожидается в 2021-2022 годах, пробный полет запланирован на 2025-2026 годы, а серийные поставки начнутся в 2028-2029 годах.
По некоторым данным, ПАК ДА заменят устаревающие Ту-95 и будут эксплуатироваться параллельно с Ту-160 и Ту-22М3. По другим — в перспективе заменят все три бомбардировщика.