Железнодорожные войска России 5 апреля начнут строительство второй ветки Байкало-Амурской магистрали (БАМ). На эту работу направят все десять бригад железнодорожных войск, сообщил замглавы Минобороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков. Военные построят участок протяженностью 340 км от Улака до Февральска.
По словам Булгакова, строительство начнет 5-я железнодорожная бригада из Абакана. Далее к строительству подключатся остальные девять бригад, в полном составе или нет, не сообщается.
Уже строили БАМ
Во времена СССР в строительстве БАМа участвовало два армейских железнодорожных корпуса, располагавшихся в самых труднодоступных регионах Дальнего Востока. В Тынде и Чегдомыне действовали штабы этих объединений, включавших несколько десятков железнодорожных батальонов и других подразделений. Именно они уложили с 1974 по 1989 год около 1,5 тыс. км главного пути, что составило почти треть всей протяженности БАМа. По официальным данным, на БАМе было построено 1227 мостов и искусственных сооружений. Теперь же эти объекты надо модернизировать, расширять и укреплять.
С геополитической точки зрения БАМ значительно увеличивает и убыстряет доставку экспортных грузов с запада на восток, где Транссиб уже явно не справляется. На территориях, где проложен БАМ, открыты богатые месторождения полезных ископаемых. Их добыча и транспортировка в дальневосточные порты уже организована. Именно недостроенность БАМа этому мешает. Оправданно его строительство и с точки зрения возможных военных угроз, поскольку БАМ находится севернее и на значительном расстоянии от Транссиба, а значит, и от границы с Китаем.
Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок отметил, что модернизация БАМа — это не военный проект, а участок, который будут модернизировать ж/д войска, расположен вдали от крупных воинских гарнизонов:
«Причина использования на строительстве военных в другом: за последние 20-30 лет численность населения в зоне БАМа уменьшилась как минимум в два раза. Студенческие стройотряды для модернизации магистрали давно не привлекают. Заключенных на строительстве инфраструктурных объектов используют, но ограниченно. Имеющиеся рыночные стимулы пока не срабатывают, рабочих на стройку в таких суровых климатических условиях за маленькие зарплаты не наберешь. Поэтому вполне логично, что к работе на БАМе привлекают военных железнодорожников. Тем более это может стать полноценной заменой боевой подготовки войск, когда войска смогут строить реальные объекты, для этого они, в принципе, и предназначены в военное время.
Но применение труда военных строителей и инженеров оправданно только в чрезвычайных ситуациях. В РФ, важно, чтобы армия не стала пожарной командой, чтобы тушить и нейтрализовать возможные проблемы, связанные с глобальными экономическими тенденциями».
Там и пригодились
В последние годы помощь Железнодорожных войск востребована не только на БАМе. В Минобороны ранее сообщали, что только в 2020 году Железнодорожные войска привлекались для экстренных работ в ряде регионов. Военные спецы участвовали в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при разрушении железнодорожного моста через реку Колу в Мурманской области. При прокладке трубопровода в Республике Крым подразделениями войск было выполнено 35 тыс. кв. м земляных работ. До этого войска быстро восстановили железнодорожные пути после войны в Чечне, а к 2008 году сумели обновить ЖД ветку Сочи — Сухуми. Сейчас идет строительство железной дороги на участке Кызыл — Курагино к угольным месторождениям Тувы.
Самый громкий проект по созданию гражданской инфраструктуры, в котором приняли участие военных железнодорожники, — это сооружение новой линии на участке Журавка — Миллерово в 2014 году, сразу после того, как обострились отношения между Москвой и Киевом. Само строительство было начато в 2015 году. Расходы на возведение обходной железной дороги оцениваются более чем в 50 миллиардов рублей. В строительстве приняли участие «Росжелдорстрой» и Железнодорожные войска РФ.
Все средства и силы
В 2009 году в ходе реорганизации Тыла ВС РФ были сформированы четыре территориальных командования железнодорожных войск со штабами в Смоленске, Волгограде, Екатеринбурге и Хабаровске. В их составе суммарно находится 10 бригад постоянной готовности и два понтонно-мостовых железнодорожных батальона. В арсенале у них большой ассортимент различной строительной техники, в том числе самосвалы повышенной проходимости, автопоезда, путеукладчики, бульдозеры, сваебойное и буровзрывное оборудование, мостовые, железнодорожные и автомобильные краны, сборно-разборные пролётовые строения и опоры, мосты-эстакады.