Лохматые стражи. Собаки-пограничники ищут взрывчатку и ловят террористов

При выходе на опасное задание на собаку надевают мини-видеокамеру и ошейник с навигатором. © / Екатерина Изместьева / АиФ

28 мая в России отмечается день пограничника. У кинологов Вяземского центра кинологической службы ФСБ РФ двойной праздник. 120 лет назад при охране границы впервые была использована служебная собака. Больше века спустя четырёхлапые пограничники несут службу, не теряя нюха и бдительности.

   
   

Здесь всё похоже на настоящий собачий город со своими улочками, вдоль которых стоят аккуратные и чистые вольеры, родильным отделением, детским садом (он же щенятник), больницей и школами.

«Вот это моё чудо», — представляет своего питомца инструктор, прапорщик Лариса Осипова. Щенок лабрадора Енка от радости повизгивает. А когда её выпускают из вольера, начинает играть с нами: прыгает, дёргает за сумку и хватает микрофон. Енка в щенятнике любимица. «Недавно она перенесла страшную болезнь. Мы очень все переживали за неё», — рассказывает Осипова. Впереди у Енки хорошая служебная карьера. У лабрадора острый нюх, а это самое важное при розыскной деятельности.

Лабрадор Енка — любимица питомника. Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

Собака не робот

Щенки питомника — золотой фонд пограничной кинологической службы ФСБ. Поэтому их воспитание доверяют только опытным кинологам: тем, кто быстро найдёт общий язык с собакой, будет одновременно и ласков, и строг. Так уж сложилось, что большинство служащих центра — женщины. И относятся они к своим подопечным порой как маленьким детям.

«Собаки — они ведь как дети. К ним надо найти подход. Надо быть ласковым, с кем-то построже. С ними надо и поиграть, и покормить, и спать уложить, и уроки сделать», — говорит прапорщик Юлия Капустина.

Прапорщик Юлия Капустина к собакам относится, как к детям. Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

Юлия работает с собаками 6 лет. А подопечный спаниель Зайка — восьмая воспитанница Юлии. «Балую, конечно. Бывает, приношу лакомство. Когда отдаёшь собаку в другие руки, плакать хочется», — делится Юлия.

Хвостатых пограничников распределяют по курсам в зависимости от характера. Одних учат искать людей, других — мины, взрывчатку и наркотики.

   
   

Процесс учёбы трудоёмкий и небыстрый. Сперва — общий курс дрессировки. Грызть гранит науки будущие четырёхлапые пограничники начинают с команд «Сидеть!», «Лежать!» и «Рядом!». Собак учат преодолевать препятствия и не бояться высоты. Собачий страх перебарывают с помощью лакомств. Для быстрого сращивания тандема предпочтительнее всего брать собак в возрасте от 8 месяцев до полутора лет.

На общей дрессировке собак учат не бояться высоты. Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

«Самое главное, с чего я начинаю, — это контакт, налаживание хороших взаимоотношений с собакой. Если тандем сложился, то дрессировка — это только удовольствие», — делится секретами Лариса Осипова. Опыт в воспитании будущих стражей границы у Ларисы большой, причём большинство её подопечных не раз становились чемпионами в соревнованиях служебных собак.

Лариса Осипова воспитала несколько чемпионов кинологической службы. Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

Чтобы добиться хорошего результата, собака занимается по несколько часов в день. «Но здесь главное не переусердствовать, — признаётся Осипова. — Не надо забывать, что это животное, надо быть гуманным и терпеливым. Животное — это не робот, не машина».

На курсе специализированной подготовки собаку натаскивают исключительно на запах. Уже давно разработаны имитаторы запаха наркотиков или взрывчатых средств. В герметичных стеклянных банках находится порошок, пропитанный специальными добавками, имитирующими разнообразные запахи: героин, кокаин, тротил, оружие... Есть и холостая колба. А в качестве поощрения за выполнение задания собаке дают любимое лакомство или игрушку.

Для работы на Кавказе собак воспитывают по-особому. Для этого в центре создали специализированную полосу препятствий «Кавказ», где животных учат работать в полевых условиях, не бояться взрывов, ориентироваться в горах. Отдельный уклон в воспитании — поиск взрывных устройств и схронов боевиков.

На полосе препятствий «Кавказ» собак готовят для службы в горячих точках. Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

Чтобы четырёхлапый пограничник справился со всеми нагрузками, необходимо правильное питание. Оно в центре сбалансированное. «В основном это каши с доброй порцией мяса (говядина и курица) и со всеми необходимыми им добавками», — рассказывают кинологи.

Поимка Масхадова

14 августа вяземскому питомнику исполнится 19 лет. Появился он потому, что после распада Советского Союза для российских пограничников стал недоступна база Алма-Атинского пограничного училища и имеющегося там питомника. В 1995 году для российского кинологического центра под Вязьмой пограничникам отдали полуразрушенную территорию бывшей строительной части министерства обороны. И воинам в зелёных фуражках пришлось отстраивать центр заново, причём в условиях явной нехватки финансирования. Но в те трудные годы командование центра не сомневалось в том, что его воспитанники не раз спасут чьи-то жизни.

Так, в начале марта 2005 года спецназ ФСБ проводил операцию по задержанию боевиков в чеченском селении Толстой-Юрт. Во время проверки паспортного режима один из домов посёлка вызвал у спецназовцев наибольшее подозрение. Чтобы тщательно проверить дом, вызвали кинолога с его подопечной немецкой овчаркой — выпускницей вяземского центра. Тщательно обнюхав дом, собака дала понять, что в убежище под домом находятся люди. На предложение сдаться они отказались и открыли огонь по силовикам. После проведения спецоперации по уничтожению боевиков выяснилось, что среди убитых был лидер чеченских экстремистов Аслан Масхадов.

Работа с собаками — это не только многочасовые дрессировки, но и кормление, уборка вольеров, обязательное посещение ветеринарного врача.

«В основном кинологи приводят собак на вакцинацию. Если по аналогии с людьми, то собаки болеют примерно такими же болезнями. И инфекции бывают, и укусы клещей. И травмы бывают. Так как у нас есть родильное отделение, оказываем помощь собакам при родах. Делали операцию язвы 12-пёрстной кишки — это достаточно сложная операция», — говорит начальник ветеринарной службы майор Андрей Пастернак.

Кстати, ветеринарная служба обеспечена самым современным оборудованием: аппарат УЗИ-диагностики, лазерный скальпель, аппарат искусственной вентиляции лёгких.

Новые породы и новые технологии

«Собаки отбираются по так называемому стандарту породы, в него входит размер, вес, окрас и так далее», — продолжает Андрей Пастернак. Особо предпочтительных пород для пограничной службы у кинологов центра нет. Здесь обучают немецких, бельгийских овчарок, спаниелей, лабрадоров. Есть в центре и уникальный экземпляр — волкособ (помесь волка и собаки). «Когда-то учёные решили скрестить этих животных, чтобы взять лучшие качества от них. Эксперимент не совсем удался. От волка волкособу перешла боязнь человека. Поэтому в пограничной службе он не приемлем», — рассказывают кинологи центра.

Бельгийская овчарка учится задерживать нарушителя. Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

Белая швейцарская овчарка Сантана Вайт послушно стоит рядом со своим инструктором Татьяной Боровиковой. Внимательно смотрит ей в глаза и, как прилежная ученица, старается выполнять каждое её задание.

«Сидеть!» — командует Татьяна. Сантана усаживается рядом.

«Умница!», — хвалит её инструктор. И на довольной мордочке Сантаны появляется что-то типа улыбки. Швейцарская овчара Сантана Вайт — новшество питомника, пока в служебных целях эту породу никто не использовал.

Швейцарская овчарка впервые в истории службы проходит курс обучения. Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

«Предполагается её использовать в специальной службе по поиску наркотических веществ и взрывчатых веществ. Но, мне кажется, она бы могла работать и в розыскной службе хорошо, потому что у неё отличная обонятельно-поисковая реакция», — рассказывает Татьяна Боровикова.

Порода новая, поэтому и дрессировка требует творческого подхода. «Каждый день у нас начинается с вариации на тему дрессировки. С ней надо дрессироваться бесконтактно. Она не приемлет механического воздействия никакого. Работает только за игрушку, лакомство», — продолжает Нестерова.

На помощь кинологам и собакам приходят и современные технологии. Сейчас, чтобы работать на опасных участках, кинологу не нужно постоянно находиться рядом с собакой.

На подозрительный объект хвостатый боец оправляется один, правда, перед этим на него надевают необходимое оборудование: мини-видеокамеру и мини-фонарик, специальный пульт приёма, передатчик и электропульсирующий ошейник с навигатором.

«Это сделано для того, чтобы максимально обезопасить кинолога. И получить более подробные сведения. Данные с видеокамеры передаются на монитор, который есть у кинолога, и мы можем оценить обстановку. А ошейник позволяет управлять собакой. Например, один электрический импульс — "ко мне", два — "вперёд", и так далее», — рассказывают кинологи.

Главное в работе кинолога- взаимопонимание. Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

После курса подготовки большинство выпускников центра разъезжаются на пограничные участки. Для четвероногих воинов служба заканчивается в 8 лет. После этого собака выходит на заслуженную пенсию. Как правило, ветеранов кинологи забирают себе.

Смотрите также: