Дальнейшая судьба самой большой субмарины в мире — АПЛ «Дмитрий Донской» — привлекает внимание как ветеранов ВМФ, так и общественных деятелей. Вопрос о том, как следует поступить с подлодкой, чей боевой путь подходит к концу, остается открытым.
Утилизировать нельзя, сохранить?
20 июля агентство РИА Новости со ссылкой на источник в военно-промышленном комплексе сообщило, что субмарина выведена из состава флота: «Подводная лодка “Дмитрий Донской” выведена из боевого состава флота и подлежит утилизации. При этом, согласно существующей традиции, имя подлодки передали недавно заложенной субмарине нового проекта».
Однако затем в ТАСС со ссылкой на свои данные уточнили: «Корабль в данную минуту выполняет учебно-боевые задачи в море, участвует в мероприятиях боевой подготовки. Он останется в боевом строю как минимум до конца года».
Одновременно общественная организация «Офицеры России» обратилась с открытым письмом к министру обороны РФ Сергею Шойгу, предложив сохранить субмарину в качестве музейного экспоната.
«За более чем сорокалетний срок службы “Дмитрий Донской” неоднократно решал боевые задачи, использовался в качестве площадки для испытаний передовых систем вооружения, модернизировался и усовершенствовался, продолжая нести боевую службу по обеспечению безопасности нашей страны, — говорится в письме. — Уважаемый Сергей Кужугетович! Мы обращаемся к Вам с просьбой не допустить утрату для последующих поколений уникальной субмарины, являющейся символом мощи отечественного оружия, и переместить АПЛ в парк “Патриот” (г. Кронштадт) в качестве учебно-выставочного экспоната — музея для будущих поколений».
Самые большие
19 декабря 1973 года правительством Советского Союза было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения. Новая советская трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-39, специально предназначенная для вооружения подводных лодок нового типа, по своим показателям превосходила американский аналог «Трайдент-I». Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полета, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако размеры Р-39 были таковы, что новые подлодки должны были побить все рекорды по величине.
Ракетные крейсеры проекта 941 имели наибольшую длину — 172,8 метра, наибольшую ширину корпуса — 23,3 метра, надводное водоизмещение 23 200 тонн и подводное водоизмещение 48 000 тонн.
Предполагалось, что каждая из «Акул» получит по три экипажа — два основных и один технический, которые будут нести службу вахтовым методом.
Первый экипаж, совершив боевой поход продолжительностью в 2-3 месяца, должен был убыть с базы в Подмосковье, после чего отправиться в отпуск. В это время на лодке должен был работать технический экипаж. По окончании ремонтных работ технический экипаж передавал лодку второму основному экипажу, отдохнувшему, прошедшему дополнительную подготовку в Обнинске и готовому к выходу в море.
Много внимания уделялось и быту подводников на самой лодке. Салон для отдыха, сауна, солярий, спортзал, две кают-компании и даже плавательный бассейн — ничего подобного советские подводники раньше не видели.
В судьбу «Акул» вмешалась перестройка
Появление в составе ВМФ СССР ракетоносцев проекта 941 «Акула» лишило военное командование США надежд на приобретение подавляющего перевеса над СССР в ядерных силах морского базирования.
Но в историю данного проекта вмешалась большая политика. После распада Советского Союза представители США, предлагая новые договоры по разоружению, проявляли живейший интерес к снятию с вооружения и утилизации советских «Акул».
Из семи запланированных «Акул» были построены шесть, последняя из которых была принята в состав флота в сентябре 1989 года. Корпусные конструкции седьмой лодки были разобраны в 1990 году.
ТК-202, ТК-12 «Симбирск» и ТК-13 были утилизированы в период с 2005 по 2009 год при финансовой поддержке США. ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» в 2004–2006 годах были выведены в резерв флота из-за отсутствия боекомплекта.
В итоге получилось, что дольше других в строю оставался головной корабль проекта — спущенный на воду в 1980 году ТК-208, получивший в 2002 году имя «Дмитрий Донской».
Здесь рождалась «Булава»
Эта субмарина имела поистине уникальную судьбу. За испытания нового ракетного комплекса Д-19 командир подлодки Александр Ольховиков в 1984 году был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1989 году ТК-208 встал на ремонт и модернизацию, но из-за развала СССР этот процесс растянулся на долгие 13 (!) лет. Тем не менее подводный ракетный крейсер уже как корабль проекта 941 УМ вернулся в строй.
В своей новой ипостаси «Дмитрий Донской» выполнял очень важную миссию — он стал испытательной базой для запусков баллистических ракет нового поколения «Булава», которыми затем оснастили субмарины проекта 955 «Борей».
Разумеется, все когда-то подходит к концу, и наступит момент, когда «Дмитрий Донской» закончит свою службу. Но что с ним будет дальше?
Еще послужит будущему?
Военный эксперт Виктор Литовкин в беседе с изданием «ВМ» высказался за сохранение лодки в качестве музея: «На мой взгляд, эту лодку можно было бы оставить и поставить на причал как музей. В мире не было и нет таких АПЛ. Мне не понятно, почему ВМФ решил ее утилизировать, с точки зрения памяти и воспитания последующих поколений с чувством гордости за наш военно-промышленный комплекс».
На фоне подписания новой Морской доктрины России важно не только производство новых кораблей и подводных лодок, но и сохранение преемственности традиций. В этом плане «Дмитрий Донской» мог был послужить воспитанию еще не одного поколения русских военных моряков. Слово остается за государством.