Российские военные «обстреляли» позиции украинских войск в Запорожской области листовками с призывом сдаваться.
Для доставки материалов использовались 122-мм гаубицы Д-30. В листовках военнослужащих вооруженных сил Украины убеждают сдаться, аргументируя, что нет смысла воевать за президента Украины Владимира Зеленского и олигархов. Их изображения размещены в агитматериалах. Обращает на себя внимание образ советника главы офиса президента Алексея Арестовича, который на фото в парике и платье. По всей видимости, скриншот взят из его роли в фильме, где он играет женщину.
Из чего состоит?
Агитационные боеприпасы не наносят ущерба инфраструктуре, они сконструированы так, чтобы шел разброс исключительно листовок, без поражающих элементов и взрывчатки. Такие снаряды предназначены для рассеивания листовок на территории, контролируемой противником. В настоящее время существуют агитационные боеприпасы для различных систем вооружения и родов войск. Это агитационные авиационные бомбы, агитационные снаряды для нарезной артиллерии, агитационные боеприпасы для реактивной артиллерии, а также агитационные минометные мины.
Обычно в них есть пустотелый разборный корпус, который заполняется листовками перед использованием. В снаряде небольшое количество взрывчатого вещества для выталкивания агитационных материалов. Дистанционный взрыватель, обеспечивающий срабатывание вышибного заряда на определенном расстоянии или высоте. Поражающее действие специально не предусмотрено.
Что на вооружении российской армии?
Самые мощные из состоящих на вооружении российской армии агитационных боеприпасов — это авиационные бомбы АгитАБ-500-300. Бомба длиной в 2,4 и диаметром в 0,4 метра вмещает в себя 30 000 листовок формата А4. Площадь разброса литературы после подрыва составляет 3-10 гектаров, в зависимости от ветра и рельефа местности.
Немного меньший объем несут в себе агитационные артиллерийские боеприпасы. Например, неуправляемый реактивный снаряд 9М28 для системы БМ-21 «Град» способен доставить в боевые порядки противника 1,5 килограмма информации о бесполезности сопротивления и социальных гарантиях военнопленных.
История применения
Впервые агитационный артиллерийский снаряд был разработан и испытан в Англии в 1918 году, однако в то время он не был принят на вооружение. Помимо снаряда, тогда же проектировались агитационные ручная и винтовочная гранаты и другие типы агитационных боеприпасов.
В ходе Второй мировой войны агитационные боеприпасы воюющими сторонами использовались эпизодически во время относительного затишья, когда линия фронта стабилизировалась. В частности, на вооружении СССР имелись минометные мины калибра 82 мм, 122-мм агитационные снаряды. На вооружении Германии — реактивные снаряды калибра 73 мм.
В США агитационную авиационную бомбу James Monroe использовали в 1943 году, во время Корейской войны.
В ходе Чеченских войн на территорию, контролируемую боевиками, сбрасывались агитационные авиабомбы АгитАБ-500-300.
Результативность
Самая популярная разновидность листовок во время любой войны — это так называемые «пропуска в плен». Листовки, которые объясняют солдатам противника, что в плену им будет лучше и сытнее, чем на передовой. По оценкам специалистов, результативность агитационных боеприпасов невозможно определить в конкретных величинах.
Источник информации: https://ria.ru/20220606/arestovich-1793345055.html