«Ядерные поезда» снова в деле. Россия возрождает «кошмарный сон» НАТО

Новое руководство Министерства обороны, решая задачи по укреплению вооруженных сил, решило вспомнить советский опыт.

   
   

Состав особого назначения

Как сообщил заместитель министра обороны России Юрий Борисов, Московский институт теплотехники начал опытно-конструкторские работы по созданию боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК).

Пока речь идет только о самом первом этапе работ, который относится к эскизному проектированию, однако принципиальное решение о возрождении данного вида вооружений уже принято.

Впервые о такой о возможности заговорили осенью 2012 года, когда отмечалось 25-летие заступления на боевое дежурство первого советского БЖРК. Командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев заявил тогда, что создание новой модификации данного вооружения находится в стадии обсуждения.

Идея о создании ракетного комплекса железнодорожного базирования появилась в СССР и в США еще в 1960-х годах. В 1969 году советское правительство приняло принципиальное решение о разработке такого комплекса, поручив выполнение задачи конструкторскому бюро «Южное». Главными конструкторами «ядерного поезда» стали академики Владимир и Алексей Уткины.

Задача, поставленная перед конструкторами, была чрезвычайно сложной. Ракетный комплекс должен был помещаться в стандартном, ничем не выделяющемся грузовом вагоне. Вес и габариты комплекса должны были позволять ему свободно перемещаться по обычным железным дорогам страны. Кроме того, перемещение «ядерного поезда» не должно было представлять угрозы безопасности в пути. Помимо всего этого, ракетный комплекс должен был обладать высокой скоростью развертывания.

Мобильное возмездие

Работы по созданию нового типа вооружений продлились полтора десятилетия. С 1985 года начались полевые испытания комплекса. Замаскированный под обычный состав БЖРК имел в своем составе три пусковые установки, каждая из которых могла произвести пуск из любой точки маршрута всего через три минуты после поступления соответствующей команды из Генштаба.

   
   

Остановившись, БЖРК открывал крышу вагона с пусковой с установкой. Конструкция «ядерного поезда» имела специальное устройство для отвода контактной сети. После этого ракета приводилась в вертикальное положение, и производился ее минометный запуск – то есть она выбрасывалась воздух за счет давления, а двигатель включался уже в полете. Делалось это для того, чтобы избежать повреждений БЖРК при запуске от струи маршевого двигателя ракеты.

Спустя несколько минут после залпа БЖРК уже удалялся от места пуска, снова изображая из себя обычный товарный состав.

За время испытаний комплекса было осуществлено 32 запуска ракет и пройдено свыше 400000 километров. БЖРК зарекомендовал себя с самой лучшей стороны.

За несколько месяцев до распада СССР, в феврале 1991 года БЖРК стал участником уникального эксперимента под кодовым названием «Сдвиг». В непосредственной близости от поезда была взорвана 1000 тонн тротила, имитировавшая воздействие на БЖРК ядерного взрыва.

Всего через несколько минут после взрыва «ядерный поезд» смог произвести условный запуск ракеты, показав свою высокую устойчивость к атаке противника.

Главным преимуществом БЖРК являлась его чрезвычайная мобильность. «Ядерные поезда», следующие по обычной сети железных дорог, представляют серьезную проблему для разведки вероятного противника. Следить за ними чрезвычайно трудно, а скорость приведения в боевую готовность не оставляет времени для применения контрмер. Мощность же БЖРК была такова, что одного залпа было бы достаточно для ликвидации среднего европейского государства.

Оружейники готовят новый «Скальпель»

Неудивительно, что при заключении в 1993 году договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), американская сторона внесла в него пункт о ликвидации российских «ядерных поездов».

К тому моменту в российскому арсенале находилось 3 дивизии БЖРК, в общей сложности включавшие в себя 12 поездов с 36 пусковыми установками.

Вооружен БЖРК был комплексами РТ-23УТТХ, носившими в отечественной версии гордое название «Молодец», а у вероятного противника еще более устрашающее название «Скальпель». Избавиться от «Скальпеля» было «голубой мечтой» представителей НАТО, которая была окончательно реализована в 2005 году, вместе с ликвидацией последнего советского БЖРК.

Тогдашний командующий РВСН генерал-полковник Hиколай Соловцов заявлял, что БЖРК успешно заменит мобильный ракетный комплекс наземного базирования «Тополь-М».

Но, как показал опыт, полностью заменить «ядерные поезда» с их уникальными характеристиками оказалось не так-то просто.

Действующий ныне между Россией и США договор СНВ-3 не запрещает сторонам разработку новых ракетных комплексов, поэтому работы над новым российским БЖРК абсолютно легальны.

Хочется верить, что в скором времени новое оружие со старыми традициями встанет на боевое дежурство по обеспечению безопасности нашей страны.

Пять видов оружия, которыми НАТО пугает Россию →