Дети полка. Армия заменила школу для восьми подростков Курской области

Фото: Екатерина Апонина

Взвод воспитанников при войсковой части №11262 города Курска был создан в апреле 2003 года. Всё «по закону»: 14 февраля 2000 года вышло постановление правительства РФ №124, утвердившее «Положение о зачислении несовершеннолетних граждан РФ в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия». А 19 мая 2001 года министр обороны РФ Сергей Иванов издал приказ №235, согласно которому статус воспитанника в армии и на флоте был наконец-то узаконен. По этим документам при воинской части можно было содержать 8 воспитанников с 14 до 18 лет. Курск стал третьим городом, приютившим «сынов полка». Кстати, сейчас он едва ли не единственный. Ребята учатся в обычной школе, живут в части и даже получают денежное довольствие как солдаты-срочники. 

   
   
Фото автора

Учёба на 1-м месте

После занятий в школе парни возвращаются в воинскую часть, но живут они не в казармах. Их дом занимает целое крыло здания – 8 комнат: для сна, занятий, спорта, отдыха, бытовых нужд. Условия, конечно, заметно отличаются от интернатских.

Режим дня ребят наверняка приведёт в ужас обычного школьника. Встают «сыны полка» в 6.30. Потом зарядка, умывание, заправка постели. Завтрак, занятия в школе, обед. После обеда полчаса отдыха. А дальше строевая подготовка, спортивно-массовые мероприятия или занятия по РХБЗ.

Как и все школьники, парни вечерами готовят уроки.

– Если большое домашнее задание и нагрузка большая, я отхожу от всего военного. Для меня это не главное, главное – это учебный процесс, – отмечает командир взвода воспитанников Олег Переверзев.

Как настоящие солдаты, ребята сами себе стирают и гладят одежду, подшивают воротнички. C 7 до 9 вечера парни становятся обычными детьми – это свободное время юных солдат. Им они могут воспользоваться, как хотят. Есть телевизор, музыкальный центр, настольные игры, множество тренажеров, есть и компьютерные класс, где не возбраняется немного поиграть. Только нет интернета: в воинской части он запрещён. Нельзя и просто выйти погулять по городу. В 21.30 ребята укладываются спать. И так каждый день.

   
   

Привыкнуть к режиму, конечно, сложно. Но такую жизнь сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выбрали сами. Ведь главным критерием отбора юных солдат было как раз желание.

– Мы берём тех, кто хочет быть военным, поменять в своей жизни что-то в лучшую строну, что-то открыть в себе новое. Второй весомый аргумент – это здоровье. Мы ведь всё-таки ориентируем ребят на военную специальность, поэтому к прохождению медкомиссии относимся очень серьёзно. Также я смотрю на личные качества ребят, – рассказывает Олег Викторович. 

Фото автора

Начинать приходится с нуля

Успеваемость в школе здесь не является критерием отбора. Приходят в часть в основном троечники, но не потому что это «слабые» ученики – они просто особо никогда не занимались. Олег Викторович по опыту знает, что в интернате ребёнок за 8 лет учёбы может ни разу не открыть книгу. Поэтому иногда готовить будущих офицеров приходится практически с нуля. Так командиру взвода один раз пришлось учить таблицу умножения с восьмиклассником.

– Вроде шустрый парень такой, а решать не может. Я никак не мог понять, что такое. Начали корни извлекать – не извлекаются, ещё что-то делать – тоже не получается. Потом я у него спросил, сколько будет семью восемь. Он правильно не ответил. Тогда я всё понял. Начали учить таблицу умножения: тяжеловато было, но выучил. Я его так «простимулировал», что он потом сидел сам и все курсы «прошёл». Так самое интересное, это то, что этот человек сейчас закончил военную академию, – рассказывает Переверзев.

И такими успехами могут похвастаться многие выпускники части. На обочине жизни никто не остался, это знает командир взвода: со своими воспитанниками, ставшими родными, Олег Викторович держит связь.

– Все они устроены. Никто не спился, никто не сел в тюрьму. Многие закончили военные высшие учебные заведения нашего химического профиля в городе Кострома (6 человек), другие военные вузы. В этом году из военных вузов выпустилось четверо наших воспитанников: двое из них получили красный диплом. Приехали и проходят службу у нас здесь в бригаде. Некоторые выпускники работают прорабами и мастерами на стройках. Получают хорошие деньги, обзавелись семьями. Так что в этом плане, я считаю, что мы продуктивно работаем, – признаётся командир взвода.

Чтобы подняться выше

В этом году часть выпустила двоих ребят. На освободившиеся места уже нашлись претенденты. Один из них – Кирилл Бабанин – уже почти месяц провёл во взводе, вместе со всей большой семьёй съездил на море. Кирилла воспитывали бабушка с дедушкой, а в военную часть он пришёл, чтобы стать военным. С вхождением в коллектив у парня проблем не возникло.

– Я знал почти всех ребят, мы с ними были вместе в лагере, – рассказывает Кирилл.

Не трудно парню привыкать и к режиму.

– Дома почти также было. Я на тренировки ходил, рано вставал. Тяжело было привыкнуть только рано ложиться.

Другой воспитанник – 16-летний Дима Палкин – приехал в Курск из Волгоградской области тоже для того, чтобы стать военным. В воинской части он живёт уже два года. Сюда его «определила» бабушка. Она увидела по телевизору передачу, в которой показывали этот взвод воспитанников.

– Я раньше думал о военной специальности, но не всерьёз. Просто казалось, что не будет такой возможности, – признаётся Дима.

Возможность появилась, парень приехал. Теперь бабушку с дедушкой мальчик навещает только на летних каникулах.

А вот Саше Боровику на каникулы ездить не к кому. Его мама лишена родительских прав, а другие родственники живут в Саратове. В воинской части он уже два года. Столько же времени провёл и в интернате. Привыкнуть к новой жизни было тяжело. Но Саша считает, что это естественно:

– Взять даже сейчас обычного парня с улицы и сюда поместить. Ему тоже тяжело будет сначала, как и нам.

18-летний Денис Раздобаров старший среди ребят. В части он живёт уже три года. Попал сюда также из интерната.

– Мне директор сказал: поедешь, там кадетов набирают. Я сначала не захотел, потом согласился. И вот я здесь. Сначала сложно было, я ведь привык к интернату. А тут меняется остановка, окружающие люди. Но потом подумал, а что там делать? Ведь можно попробовать выше подняться, – рассказывает свою историю парень.

Три года, которые Денис провёл в части, заметно повлияли на его жизнь. Сейчас он собирается стать десантником, усердно занимается, готовится к экзаменам, много времени проводит в тренажерном зале. 

Фото автора

Командир, друг и многодетный отец

Бессменно руководит взводом воспитанников старший сержант Олег Переверзев. Часто он проводит с ребятами 24 часа в сутки. Он же ходит на родительские собрания за всех парней, проверяет и помогает делать уроки.

В армию Олег пришёл после срочной службы. Долг родине солдат отдал, но то, как он это делал, понравилось начальству. Переверзеву предложили остаться на контрактную службу.

– Я взвесил все за и против, решил попробовать, посмотреть. Три года первые прослужил – понравилось. Заключил контракт на 5, потом ещё на 5 лет. И так служу. Закончил КГУ по специальности педагог-психолог. Армия для меня – дом родной, очень многому меня научила, – признаётся командир взвода. – А ребята для меня и как родные дети и, в то же время, друзья. Те, кто вырос – друзья, те, кто здесь находится, больше как дети, потому что с каждым разом я становлюсь старше, а они всё такого же возраста.

С воспитанниками даже в отпуск

Командир со стажем и психологическим образованием знает толк в воспитании. За свои проступки школьники получают соответствующее наказание. Правда, попадает чаще всего новичкам, не осознавшим полностью того, что они находятся в армии.

Главный стимул для ребят делать всё правильно, как и у солдат, – это увольнение и возможность получить внеочередной отпуск. При положительных оценках без нарушения дисциплины в школе и в общественных местах ребята получают увольнение по выходным. Парни самостоятельно выходят в город в «гражданке». Свободно с кем хотят гуляют, могут к кому-то в гости сходить. Всё это 11.00 до 18.00.

– Если в увольнении кто-то был замечен с сигаретой или опоздал, всё – 2 – 3 «выходов» будет лишён. Чтобы на будущее знал, что лучше придти на 15 минут раньше, чем потом сидеть дома, когда другие гуляют, – рассказывает командир взвода.

За хорошее поведение и учёбу парни на каникулах могут навещать родственников.

– А бывает такое, что хорошо себя вёл, а поехать некуда. Вот ещё проблема, и с ней мы не раз сталкивались. Было такое, что я сам в отпуск уходил, детей отправлял в лагеря. А мальчику одному исполнилось 18 лет. Ему путёвку не дали. Вот что тут делать: мне сидеть с ним целый отпуск в части? Я его забрал с собой. Весь отпуск мы провели вместе: ходили на рыбалку, ездили к моей матери в деревню, картошку с ним пололи. Весело нам с ним было, – признаётся Олег Викторович.

С «рядовыми» провинностями командир взвода борется с помощью спорта.

– Если слышу, что кто-то матюгнулся, заставляю отжаться раз 20. Но я считаю, это на пользу. Вот он отжался, у него кровь к голове пришла, и та работать начала лучше, – шутит Олег Викторович.

Хотя физические нагрузки, по мнению Переверзева, далеко не главный метод воспитания:

– Стимулировать можно по-разному. Можно просто подойти парня по голове погладить, он уже довольный, смеётся и будет с удовольствием делать то, что надо. Для меня лучше не наказывать. Наказание, как правило, получают новенькие. Они ещё не знают, как тут и что. Те ребята, которые пробыли здесь больше года, ходят, улыбаются. Понимают, сами такими были. 

Фото автора

«Девчонки просто «умирают» по ним»

Каждый месяц ребята получают «зарплату»: денежное довольствие по 1 тарифному разряду, то есть как военнослужащие по призыву и плюс ежемесячная выплата «за сиротство». Всего 2000 рублей. Эти деньги они тратят по своему усмотрению.

– Но я, как правило, знаю, кто и куда потратил. Я стараюсь им объяснить, что надо немножко экономить, чтобы был определённый запас. Вот, например, прошел день учителя. Они скидывались учителям на подарки. Тоже самое на 8-е марта. А день влюблённых это вообще особый случай! В этот день они приходят со школы и с сердцами, и игрушками. А сами как готовятся! Выпускаю их в город, ищут подарки. Поклонниц у солдат достаточно. Девчонки просто «умирают» по ним. Когда с лагеря приезжают: за воротами части стоят, – с гордостью за сыновей отмечает Олег Викторович.

P.S. Гены пальцем не раздавишь, а дисциплиной это сделать, видимо, всё-таки возможно. Факты говорят сами за себя: 37 парней скоро станут отцами. Своих детей они уже не оставят социальными сиротами. А значит, армия – хорошая школа жизни. Правда, жаль только, что учиться в ней могут лишь 8 школьников.