Сергей Фридинский: «Тех, кто наживается за госсчёт, будем брать за...»

   
   

Почему уровень насилия в Российской армии растёт, будут ли солдаты мёрзнуть в одёжке от Юдашкина, как наказывают воров в лампасах, читателям «АиФ» рассказал Сергей Фридинский, зам. Генпрокурора России - Главный военный прокурор.

«АиФ»: - Сергей Николаевич, на коллегии по итогам 2010 г. вы обозначили основные проблемы, существующие в Российской армии. Как в целом оцениваете ситуацию в войсках?

С.Ф.: - На сегодня она стабильная. По итогам прошлого года снизилось общее число преступлений, меньше совершено тяжких и особо тяжких деяний, посягательств против собственности. Это, конечно, хорошо. Но есть и ряд тревожных моментов. Рост насильственных преступлений, случаи увечий и гибели солдат, не снижающийся уровень хищений и коррупции, нерешённость социальных проблем, в первую очередь жилищных, не способ-

ствуют укреплению боеспособности нашей армии. Именно из этого мы и исходим, когда определяем приоритеты в работе военных прокуроров.

Дедовщины нет?

«АиФ»: - Читателей «АиФ» очень волнует проблема насилия в армии, куда тысячи семей ежегодно провожают служить своих детей...

С.Ф.: - Поверьте, нас это беспокоит не меньше. На каком-то этапе, когда в военной организации страны начались серьёзные преобразования, наметилась тенденция к уменьшению преступлений с применением насилия. Но в прошлом году показатели поменялись в худшую сторону, мы имеем рост на 18% за 2010 год. Анализ показал, что связано это с увеличением более чем вдвое числа призывников. Определённая вина здесь и на некоторых командирах - никто не снимал с них ответственности за поддержание дисциплины в подразделениях.

«АиФ»: - Вы же в курсе той нашумевшей истории с видеороликом, размещённым в Интернете, где двое солдат издевались над своим сослуживцем? Согласитесь, после таких кадров желание идти в армию у любого пропадёт.

   
   

С.Ф.: - По этому случаю был серьёзный «разбор полётов», проведена проверка. Целый ряд командиров по требованию наших прокуроров привлечены к различным видам наказания, вплоть до увольнения. По нашей инициативе так называемые «герои» ролика взяты под стражу, и они уже на скамье подсудимых.

Вообще, неуставные отношения, насилие в казармах - очень больной и непростой вопрос. Не стану утверждать, что через полгода-год эту проблему можно искоренить. Но бороться с ней, безусловно, надо, и мы это делаем. Изменилась уже и суть самого насилия: дурные привычки улицы, издержки воспитания переходят в воинские коллективы. Мы исходим из фактов и результатов расследования уголовных дел. Сейчас солдаты чаще отбирают у сослуживцев деньги, мобильные телефоны. Понятно, не обходится без кулаков. И ещё что настораживает: в последнее время насилие в армейской среде порой приобретает национальную окраску, и здесь также есть над чем поработать. Во всех подобных случаях мы реагируем оперативно и жёстко.

«АиФ»: - Но в почте «АиФ» много писем о том, что сына в армии искалечили, родители получили вместо ребёнка цинковый гроб, а найти и наказать виновных невозможно - преступления не расследуются, виновные покрываются.

С.Ф.: - Обо всех происшествиях - тяжких увечьях, гибели солдат - мне докладывают, что называется, в режиме реального времени. Реакция немедленная. Выявляем и наказываем виновных. Берём на контроль дело - вплоть до вынесения приговора. Конечно, эмоционально можно понять чувства матери, у которой в мирное время погибает сын. Родители нередко не соглашаются с выводами следственных органов по факту гибели их ребёнка, не веря, что солдат взял и просто так наложил на себя руки. И, кстати, в ряде случаев такие сомнения оказываются обоснованными. Был такой случай в 2009 году - на посту караула в Казани обнаружили труп часового с огнестрельным ранением головы.

Следователь после изучения обстоятельств в возбуждении уголовного дела отказал - виновных нет. Это решение трижды отменялось по требованию военного прокурора. А потом выяснилось, что прапорщик этой же части систематически измывался над солдатом, избивал его, а тот не выдержал и свёл счёты с жизнью. Теперь дело о доведении до самоубийства рассматривается в суде. Но справедливости ради надо признать - упущения есть и в нашей работе.

«АиФ»: - В последнее время произошло несколько случаев вспышки простудных заболеваний солдат, вплоть до смертельных исходов. Говорят, виноваты неудачная зимняя форма, плохие условия службы, медики. Кто-то за это ответил?

С.Ф.: - Очевидно, тут несколько причин - и обмундирование, и нехватка медикаментов, и нарушения элементарных санитарных норм, и безалаберность отцов-командиров. Вот один из последних примеров. Руководитель учебного центра, отвечающий за приём молодого пополнения в Оренбургской обл., додумался отправить призывников в 3-километровое путешествие пешком по почти 30-градусному морозу. Несколько ребят заболело от переохлаждения, а рядовой Васильев, так и не успев послужить, спустя три дня скончался от тяжёлой формы пневмонии. Бездушного начальника, естественно, отдаём под суд.

«АиФ»: - Сегодня много говорят о недостатках новой военной формы, разработанной Юдашкиным. Вы её не проверяли?

С.Ф.: - Поверьте, нам абсолютно всё равно, кто эту форму разрабатывал и моделировал. Но в том, что люди в ней мёрзнут, у меня сомнений нет. Сейчас мы проводим проверку, в ближайшее время получим результаты экспертизы и тогда сделаем свои выводы.

«АиФ»: - В нашей почте немало писем от военнослужащих, которые годами ждут квартиру, а их могут и из очереди выкинуть, и жильё дать не там, где они просили. Куда с этим обращаться?

С.Ф.: - Если есть нарушения и никто не помогает, просим к нам. Перепиской дело не ограничивается - продавливаем вопрос до полного решения. А вообще по проблемам обеспечения жильём военных, в т. ч. уволенных в запас, надо обращаться в Департамент жилищного обеспечения военного ведомства.

«АиФ»: - Ещё пишут о проблеме невыплаченных зарплат...

С.Ф.: - К сожалению, такая проблема есть. Главным образом речь идёт о работниках оборонных предприятий, которым по разным причинам задерживают зарплату. Такие факты имеются практически во всех округах. Общая задолженность на начало этого года составляла почти 400 млн рублей. Правда, за прошлый год общими усилиями добились погашения долгов на сумму свыше 1,2 млрд рублей.

Вор должен сидеть в тюрьме

«АиФ»: - На недавней коллегии ГВП были озвучены впечатляющие цифры - общий ущерб от коррупции и воровства в армии исчисляется миллиардами рублей.

С.Ф.: - Это так. И осуждены за эти преступления более 500 человек. Не пугая, хочу предупредить: разбазаривать деньги, отпущенные на оборону, опасно. Всех, кто решил поживиться за государственный счёт, будем брать за... Ну, сами понимаете, за что. Брать твёрдо.

«АиФ»: - А всех ли наказывают? А то, как водится, шума вокруг подобных дел много, а приговоры - штрафы или условные сроки…

С.Ф.: - Я всегда старался организовывать работу так, чтобы люди на деле видели её результаты. Чтобы работал принцип неотвратимости наказания.

А что касается этих самых результатов - судите сами. За различные коррупционные преступления в прошлом году были осуждены 153 армейских чина, в том числе 3 генерала, получивших реальные сроки лишения свободы. Подавляющее их большинство - за хищения в крупных и особо крупных размерах, взятки и другие злоупотребления. Недавно в СМИ сообщалось, что бывший главный воспитатель Вооружённых сил генерал-лейтенант Башлаков приговорён к семи годам колонии строгого режима. За взятку в 1,8 млн рублей, откаты от коммерсантов, за подложные документы о якобы выполненных работах. На днях закончился второй судебный процесс - по делу начальника одного из НИИ Минобороны генерала Конона. Вместе со своими подчинёнными по поддельным документам он похитил более 24 млн рублей. Он будет сидеть 7,5 лет. Срок, думаю, солидный.

В эти дни идёт судебный процесс в отношении бывшего начальника автомобильной службы СибВО генерал-майора Стецурина, который обвиняется в растрате и получении взятки в 1 млн рублей. И таких дел немало. «Вор должен сидеть в тюрьме» - думаю, лучше в данном случае не скажешь.

Я всегда говорю военным прокурорам: «Наша работа - идите и смотрите». Большинство проблем и нарушений на поверхности, надо только уметь и хотеть их видеть.

Досье

Сергей Фридинский родился в 1958 г. в Куйбышеве. Более 30 лет работает в органах прокуратуры. В 2000-2006 гг. - зам. Генпрокурора РФ. С 2006 г. - зам. Генпрокурора РФ - Главный военный прокурор. Заслуженный юрист России.

Смотрите также: