Михаил Калашников: «Всё нужное - просто»

Михаил Калашников
Фото: www.russianlook.com

   
   

10 ноября 2009 г. изобретателю самого популярного в мире автомата, ветерану и инженеру Калашникову исполнилось 90 лет. АК-47, созданный более 60 лет назад, до сих пор стоит на вооружении десятков армий по всему миру и даже украшает гербы и флаги ряда государств. А его создатель - всё так же работает. «Возраст - не повод от работы отлынивать!» - рассказал «АиФ» накануне юбилея Михаил Тимофеевич.

«Солдат академий не кончает»

- На здоровье грех жаловаться. Жаль только, слышу плохо - много стрелял и попортил себе уши. Я остаюсь главным конструктором по стрелковому оружию в КБ Ижевского машиностроительного завода, консультантом генерального директора «Рос-оборонэкспорта», президентом Союза российских оружейников. Часто участвую в зарубежных поездках. Обязательно каждую неделю заезжаю на завод, люблю посмотреть, всё ли там правильно делают. Я многих рабочих лично знаю, подолгу разговариваю с ними и с инженерами. Кроме этого, не так давно взялся не за своё дело - написал несколько книг. Но даже когда не пишу и не занимаюсь оружием, всё равно не могу сидеть без дела. Не боюсь запачкать руки: убираюсь, подметаю и  на даче дрова колю, костёр жгу. Что поделаешь - люблю работать. Был помоложе - охотился, но сейчас уже возраст, тяжело стало. Поэтому только раз в году выезжаю по лицензии на лося.

Под моим руководством было разработано около 150 различных образцов стрелкового оружия. Но если бы не война, наверное, стал бы конструктором сельскохозяйственной техники. Выходит, немцы виноваты, что автомат изобрёл. Я же сам из деревни - всегда хотел труд крестьянский облегчить. Когда у нас в стране не было столько иностранной техники, я собрал свою косилку, чтобы на даче траву убирать. До сих пор работает! Потом придумал механическую шашлычницу для ленивых - все шампуры одним движением поворачиваются. Когда я был юношей, где-то прочитал: «Великий Господь сказал: всё сложное ненужно, всё нужное - просто». Под этим девизом и изобретаю. Солдат академий не кончает, ему надо просто и надёжно. Когда мы в советское время с небольшой группой сподвижников конструировали автомат, постоянно выезжали в военные части и общались с бойцами. Было объявлено соревнование с тульскими оружейниками. Да какое, к чёрту, соревнование - на самом деле это была самая настоящая конкурентная борьба! И наше маленькое конструкторское бюро почти все эти годы выходило на первое место. Вот это и стало моими институтами, моим самым высшим образованием. Работая, я, деревенский человек, встречался с умными и грамотными людьми и приобретал новые знания. А теперь я академик 16 различных российских и зарубежных академий, доктор технических наук. Как Некрасов сказал о Ломоносове: «Как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик».

Гений без патента

 Мне часто задают вопрос: «Ты понимаешь, что, если бы жил за рубежом, давно был бы мультимиллионером?» Всё пытаются прикидывать сразу на «зелёные», как будто нет других ценностей. А вот найдите хоть одного зарубежного конструктора, которому при жизни соорудили бы бронзовый бюст в два его роста. Нет таких! Чтобы к нему приехал президент или председатель правительства поздравить с днём рождения. Ко мне приезжают. Кому из зарубежных конструкторов построили музей? Это разве не ценности? Конечно, не помешало бы, чтобы у нас была законная возможность получать патенты. Но при советской власти такого порядка не было. Поэтому моё оружие разбрелось. Сейчас больше 100 млн образцов расплодилось на земном шаре. А ведь если разобраться, то там максимум 10-15 процентов настоящих «Калашниковых», остальные - подделки, воровство. Ни страна, ни завод, ни конструктор ничего с этого изобретения не имеют, трудно представить, сколько потеряла Россия миллиардов. Вот если бы с каждого выпущенного на планете автомата хоть бы рубль перечисляли… Во времена Варшавского договора всю документацию бесплатно раздали, наши инженеры даже за границей производство организовывали, сюда приезжали китайцы, на заводе практику проходили. А потом раз - и наладили у себя конвейер, начали штамповать и по дешёвке продавать. Мы не один раз испытывали продукцию, сделанную где-то в глубоком зарубежье. И в большинстве случаев образцы не выдерживали требований, которые предъявляются к нашему российскому оружию. Потому что большинству важен внешний вид - чтобы как наш «Калашников». А какая сталь используется - не важно. У нас же наоборот: в Ижевске специальный металл для вооружения выпускает сталелитейный завод. Поэтому наши стволы выдерживают громадное количество выстрелов, на порядок больше, чем подделки. Помню, прилетал Борис Ельцин, всё обнимал меня и обещал организовать патент. Потом уже стало понятно: нельзя президенту так говорить. Патент ведь выдаётся до начала массового производства, когда ещё никому не известны устройство и конструкция изобретения.

Конечно, мы приобретаем и сравниваем все новые модели, появляющиеся на рынке. Надо же знать, что делают конкуренты и потенциальные противники. Я участвую почти во всех военных зарубежных выставках. Не будет преувеличением заявить, что пока никто не сделал хоть что-нибудь близкое, подобное по простоте, надёжности и абсолютной безотказности в любых условиях. Наш АК до сих пор - лучший! Возможно, нам удалось создать идеальный автомат.

Главное - чтобы люди думали

Знаете, мне ужасно неприятно, когда я вижу, как в автобус или троллейбус заходит старичок или старушка и никто не подаёт им руки. Это наша беда. Не так давно я был в Северной Осетии - там уважают старшее поколение. А у нас растёт презрительное отношение к пожилым людям. Возможно, это связано с презрением к прошлому вообще. А ведь без прошлого не бывает настоящего. И всё хорошее, что было, надо не перечёркивать, а приумножать. А когда Союз развалили, над всем, что считалось важнейшим для его граждан, стали насмехаться и откинули как ненужное. Поэтому молодые люди сейчас не знают, что правильно, а что нет. И главным для них становятся деньги, а не то, за что их платят, и даже не то, на что их можно потратить. Много молодёжи бросилось за рубеж. Думали, что там можно ничего не делать и хорошо жить. А вдруг оказалось, что там тоже нужно работать! Вот ведь незадача. Я девятилетнему пареньку задаю вопрос: «Вася, сколько будет шестью восемь?» Он достаёт калькулятор, тюк-тюк по кнопкам и отвечает с гордостью: «Сорок восемь!» Я говорю: «А сам можешь?» Оказывается - нет. И, что самое страшное,  думать тоже не хочет. Сейчас как-то забывается, что это - самое важное:  чтобы люди думали. А они сейчас учатся только кнопки нажимать.

   
   

При советской власти я во всех республиках и уголках Союза побывал. И везде я встречал дружеское, семейное отношение! Скажу как участник войны, бывший командир танка Т-34. До первого боя я на своей машине, может, раз пять всего проехал да несколько раз выстрелил из пушки и пулемётов. А немцы уже завоевали несколько стран, были мобилизованы и хорошо вооружены. У нас же первое время, чего греха таить, трёхлинейная винтовка, которую в Ижевске изготавливали, была  одна на троих. А победили фашизм мы, потому что не делились по национальностям. Мы все были как родные братья. Так же и сейчас надо всем объединиться и начать бороться. Только не против кого-то, а за! За свою страну, за своих людей, за процветание всех и общее благо. Тогда и фашизма никакого не будет.

Смотрите также: