Отключение электричества в соседнем с АЭС городке Каньякумари, что в самом южном индийском штате Тамилнад, - привычное дело. «Уже третий раз за день», - разводит руками г-н Девараджан, менеджер местной аюрведической клиники. Потягивая кофе, г-н Девараджан и доктор Балакришман слушают последний «выдох» замолкающих без энергии вентиляторов.
По соседству с экватором, где днём солнце стоит в зените, бывает жарковато. Зато без шума кондиционеров и вентиляторов становится слышно, как о прибрежные камни бьются волны Индийского океана. Пожилой улыбчивый менеджер Девараджан в своих просторных белых одеждах и очках похож на Махатму Ганди…
Храм высоких технологий
Кстати, мемориал Ганди, убитого в 1948 году, - одна из многочисленных местных достопримечательностей. Часть праха духовного лидера нации и борца за независимость Индии от британцев развеяли в точке, где сходятся Бенгальский залив, Индийский океан и Аравийское море.
Посетить символичный и удивительный по энергетике городок с его множеством храмов ежегодно приезжают миллионы индийцев. Неотъемлемая часть местных видов на памятники истории и культуры с некоторых пор - целое поле ветряных электростанций. Но на изгибающемся дугой побережье километрах в двадцати от Каньякумари теперь можно разглядеть и два необычных белых купола. Ещё один храм? Местные в курсе: русская АЭС! Рады, впрочем, не все. Несколько месяцев назад вокруг этого «храма высоких технологий» закипели нешуточные страсти. Когда станция была почти готова (через несколько месяцев после цунами, накрывшего японцев), рыбаки из окрестных деревушек внезапно выучили слово «Фукусима» и почти на полгода блокировали ворота станции. Доктор Балакришман говорит, что их тоже можно понять: рыба - единственная еда и источник дохода. Но тут поговаривают, что страхов по поводу снижения уловов и «плохих атомов», которые якобы обязательно попадут в воду, на малограмотных рыбаков нагнали иностранные экологические и благотворительные организации. Проблемы проекта «Куданкулам» оказались на руку конкурентам России в атомной сфере: строить в Индии свои станции хотят Франция и США. В стране развивается и собственная ядерная энергетика - уже работает 21 энергоблок. Но «заграница» предлагает Индии более мощные и современные реакторы.
Накануне недавних выборов в штате Тамилнад подогревать протесты рыбаков взялись и некоторые местные политики. Однако теперь здешние власти требуют от центральных: вся энергия, которую даст «Куданкулам», должна идти только на нужды самого штата.
С изюминкой
В Индии почти нет собственных нефти и газа, в очереди на подключение к «розетке» в Тамилнаде да и во многих других регионах страны стоит множество промышленных предприятий. «Энергия ветра - это хорошо, - рассуждает Девараджан, - но у нас бывают и безветренные дни». «Пока из-за протестов было свободное время, - говорит Александр Кваша, замруководителя проекта «Куданкулам», - я посчитал: на строительство ветряков, чтобы сравниться по мощности с одним реактором, нужно в 2,2 раза больше бетона и металлоконструкций. Все ветряки, уже построенные в штате, по установленной мощности эквивалентны 4 атомным реакторам. Но коэффициент использования их установленной мощности - лишь около 20%. Для электрических сетей очень важна стабильность работы, её может обеспечить только базовая энергетика». На станции говорят, что два вида экологически чистой энергетики - атомная и ветряная - могут логично дополнять друг друга.
После аварии на АЭС «Фукусима» продолжается обсуждение опасностей, которые таит в себе мирный атом. Требования к надёжности работы атомных станций были значительно ужесточены. В Росатоме обращают внимание: два реактора ВВЭР-1000, которые установлены на первой очереди станции «Куданкулам», - это усовершенствованные легководные реакторы третьего поколения, самые лучшие на сегодняшний день.
Станцию начали строить ещё до аварии на старой японской АЭС. Но реакторы соответствуют и «постфукусимским» требованиям: на станции использованы все существующие сегодня системы активной и пассивной безопасности. Например, даже в случае отключения электроэнергии - что и произошло на японской АЭС после цунами - от перегрева «ядерные котлы» спасёт автоматическая система отвода тепла. При повышении температуры и давления вода сама начинает подниматься в дополнительные теплообменники.
Проектом предусмотрены и «танки» с запасом воды на случай протечек и потери основного теплоносителя. Ещё одна изюминка российского проекта, применённая и на АЭС «Куданкулам», - так называемая ловушка расплава активной зоны реактора. Это на самый крайний случай.
В Росатоме считают, что предпочтительность именно российского проекта АЭС с его многочисленными системами диагностики и безопасности после событий на «Фукусиме» стала даже выше: портфель зарубежных заказов госкорпорации в прошлом году вырос до двух десятков реакторов. Это договорённости о строительстве АЭС в Турции, Беларуси, Армении, Украине, Вьетнаме и Бангладеш, новых блоков в Индии и Китае. На 100%-ную мощность месяц назад вышла построенная российскими специалистами в Иране АЭС «Бушер».
В самой России в сентябре в промышленную эксплуатацию «отправится» недавно пущенный 4-й блок Калининской АЭС. В Удомли - городке эксплуатационников Калининской станции - есть повод для хорошего тоста на грядущий День атомщика, 28 сентября. В стадии строительства - по два новых блока на Нововоронежской, Ленинградской и Ростовской станциях, по одному блоку - на Балтийской и Белоярской АЭС, а также первая плавучая АЭС «Академик Ломоносов». Всего до 2025 г. планируется построить 26 новых энергоблоков. Сегодня в России работает 33 энергоблока, которые дают около 16% всей электроэнергии, вырабатываемой в стране.
Рыбка - мимо реактора
Стоящая на океанском пляже АЭС «Куданкулам» «смотрит» в воду необычным волнорезом: станция снабжена особым водозабором и специальной системой рыбозащиты. Александр Кваша поясняет: воду для внешнего контура охлаждения станции берут с 6-метровой глубины, где она на пару градусов прохладнее. В водозаборном канале установлена гребёнка, которая нежно «подбрасывает» попавшую в водозабор рыбу ближе к поверхности. С мелкими рачками и прочим планктоном то же самое делает эйр-лифт - воздушные пузырьки, которые поднимаются от воздуховодов со дна канала. Огромный насос мощной струёй «срезает» в водозаборе верхний слой, отправляя живность обратно в океан.
На станции «Куданкулам» сегодня работают 130 российских специалистов. Одни приезжают в длительные командировки, другие находятся в Индии постоянно - живут с местными коллегами в городке при станции. Несколько русских детишек ходят в индийский детский сад. Александр Кваша рассказывает, что в Тамилнад его перевели в 2001 г. со стройки в Бушере. Какое-то время они с женой Инной привыкали к местному неспешному течению жизни, к непривычному климату и к острой еде. Теперь Инна другой одежде предпочитает индийское сари...
Похоже, некоторые российские атомщики прикипели к Индии. Да и Индия их пока не собирается отпускать: после первого блока они должны пустить второй, а потом приступить к строительству следующей очереди АЭС из двух энергоблоков.
Смотрите также:
- «Проще попасть в космос». Как живут и что исследуют российские полярники →
- Надёжна, как Стена: атомщики построили в Китае самую безопасную АЭС →
- Новые подробности уникальной научной экспедиции в Антарктиде →