О Лаосе и фалангах

   
   

Фаланги – самые глупые, никчемные и неприспособленные к жизни существа. Во первых, они едят сырые бананы, как обезьяны, тогда как люди едят их жареными. А в Лаосе вообще ничего не едят сырым – даже помидор с огурцом, хоть минуту, а поварят.

Во вторых, фаланги сами ничего не могут делать – ни па-дэк приготовить, ни бамбук для чая выбрать, ни ток-током управляться, ни… да вообще ни черта не могут, что там говорить! Как-то спросил: а почему фаланги такие второсортные созданья – они ж вроде умные, в космос летают. На что мне ответили: «Они слишком полагаются на электричество». Ну, резон в этом есть…

Некоторые особо придурковатые фаланги по человечески пытаются говорить. Поначалу их языковые экзерсисы вызывают у лаосцев фурор, перемежаемый гомерическим смехом с падением на землю и катанием по оной в конвульсиях. Но смех всегда добродушно-доброжелательный и отношение к тебе сразу – другое. И поправят, и научат, и покажут…

В общем, они звали меня «фаланг». А я их звал «боховтяйцы». Потому как покажешь на себя пальцем – и говоришь: «Алекс». А потом палец в него. И он тебе завсегда отвечает, что его зовут «Бо Хов Тяй». На жену покажешь – она тоже «Бо Хов Тяй». И дети. В общем, папа боховтяец, мама боховтяйка, детки боховтята и совсем маленькие боховтяныши. Или, бывает, палец в небо и говоришь «Небо». А он тебе опять: «Бо хов тяй». Что ни спроси, все «Бо хов тяй». Где-то через месяц я уразумел, что «бо хов тяй» значит «не понимаю» и пришло время уезжать. Но самое любимое и часто повторяющееся выражение у лаосцев – это «Бо пы нян», что означает «все равно», «неважно», и, наиболее точно по смыслу - «пофиг». Я очень люблю лаосцев.

Это парк Будды во Вьентьяне, столице Лаоса. Здесь собраны статуи Будды и его соратников. Слева лежащий Будда, а по центру символ мира. Этот безжалостный мир тебя поедает (видите – вход: голова с открытым ртом?) и бредешь ты по кругу, спотыкаясь в темноте. Слева во мраке громоздятся каменные чудища, а справа 365 маленьких окошечек, по числу дней в году. В конце пути, наверху – выход под ослепляющие лучи тропического солнца и ты оказываешься у подножия "Древа Жизни".  

Этот статуй в парке Будды мне особенно нравится, потому что он пучеглазенький. Я называю его Воином-освободителем. Поскольку этому статую две тыщи лет, понимаешь, где возник архетип солдата, несущего на руках девочку. Обратите внимание на кружевные штанишки. 

Исторический центр Вьентьяна – одна из древнейших буддистских ступ «Тхат Дам» - «Черная Ступа». Слева от ступы американское посольство, справа – ночной клуб. Будете во Вьентьяне - обязательно сходите. Вообще лаосцы очень музыкальны. Для них характерно внезапное испускание пронзительных певческих рулад, от которых неизменно вздрагиваешь и начинаешь пугливо озираться. В ночном клубе к вам сразу подойдет распорядительница и спросит, нужна ли вам пусао (девушка). Соглашайтесь не раздумывая! Пусао будет сидеть с вами за столиком, мило щебетать, танцевать с вами национальные лаосские танцы и следить, что бы ваш фужер был полон. Ее можно обнимать и даже целовать. Но не больше – это все приличные девушки! Вдобавок по правилам вежливости вы должны сначала спросить, можно ли ее поцеловать. По лаосски это будет звучать так: "Пу-сао! Кхой тюп тяо дай бо"? Возможно, она ответит "Ми", что означает "Да". Если же вы равнодушны к девушкам, то в единственной известной вам фразе замените "пу-сао" (девушка) на "пу-бао" (юноша). 

Талат Цао – Утренний рынок. Удивительная грязь вперемежку с изобилием овощей, фруктов, соусов, мяса и рыбы. Поскольку холодильников на рынке нет, все продается только с утра и свежезаготовленное. Торги начинаются еще в темноте, при свечах. Проходы между бесконечными торговыми рядами перекрыты низконависающими тряпками, немного защищающими от солнца. Длинным фалангам приходится бродить по рынку, сильно сгибаясь. На них смотрят со снисходительным участием.  

   
   

Напоследок центральный проспект Вьентьяна Ланг Сиенг. За спиной президентский дворец, впереди – Арка Победы «Патусай». С нее открывается вид на столицу, а внутри можно выцарапать надпись в память своего посещения. Поскольку в современной истории Лаос ни с кем не воевал, то на латунной мемориальной табличке в основании Арки Победы вопрос о конкретной победе обходится молчанием. И я совершенно согласен - лучше арки побед в несуществующих войнах, чем в самых что ни на есть победоносных.  

Лаос пронизывает дух буддизма, придающий ему очарование неподдельной экзотики. Центрами религиозной жизни служат ваты - нечто вроде монастырей. В них всегда есть собственно храм; колокольня, где вместо колокола горизонтально висящий барабан; общежитие для монахов и лодка для осенних гонок по Меконгу. В барабан стучат, призывая солнце. Барабаны весьма громкие, ибо солнце не близко. Бой барабанов сопровождается хоровыми молитвами. Обычное время для этой какофонии - часа 4-4 с половиной утра.

Внутреннее убранство буддистского храма. Тут главное светящийся круг, символизирующий Солнце. И Будда, что значит «просветленный». Все в ватах (кроме храмов внутри) - стены, лестницы, постаменты, скамейки, подоконники и т.д. расписаны надписями. Содержание их приблизительно такое: "Насумавонг дал 300 кип на ремонт этой лестницы в 5236 г". А, кстати, знаете, какой сейчас год? Скажете - 2009? Ну, фаланг - он(а) фаланг и есть. Даже год не знает. Сейчас 5251 год – по буддистскому календарю, начинающемуся с ухода Будды в нирвану.  

Еще в буддистских ватах есть открытые шкафчики с многими отделениями. А возле шкафчиков стоит ваза с бамбуковыми палочками и статуэтка Будды. В случае жизненных проблем буддист помолится, потом берет эту статуэтку и старается поднять ее над головой. А статуэтка Будды, которую нужно поднять - она довольно тяжелая и "неухватистая". Притом ее поднимают, стоя на коленях. В общем, нелегко - но считается, что Будда помогает. Много раз видел, что одну и ту-же статуэтку поднимают старушки и не могут поднять молодые здоровые парни. Если поднять удается, считается что молитва Буддой услышана. Тогда поднявший берет наугад бамбуковую палочку из вазы. На палочке есть номер. В ячейке шкафчика с таким же номером лежит записка, в которой написан совет Будды. Записка свернута в трубочку и перевязана яркой ниткой, которую потом повязывают на запястье.

Молитва этой девушки услышана. Она уже читает совет Будды. В буддистский ват может зайти любой - нужно только снять обувь при входе.

Каждое утро из ватов тянутся колонны монахов. Впереди идет самый старый, замыкают младшие, часто вообще 5-6-летние дети. Они собирают себе пропитание на день. И все жители выходят на улицы и дают им еду. Обычно это хао-нео - рисовые колобки, заменяющие лаосцам хлеб. Хао-нео едят, обмакивая в разнообразные соусы, из которых наиболее популярен па-дек из перекисшей рыбы.  

В ватах огромное число статуй Будды. Фаланги обычно не знают, что поз Будды – семь, по числу дней недели. Моя любимая поза – поза воскресенья. Видите – там, в конце, лежащий Будда? Это поза воскресенья и есть. А вот что я не выяснил – почему у Будды длинные уши. Спрашивал монахов, а они и сами толком не знают… От мудрости, говорят.  

Лаос – это страна деревень, перемежаемых бескрайними рисовыми полями, с группками людей в широких шляпах, медлительных буйволов, гор, заросших джунглями, женщин, купающихся в тихих реках не снимая длинных, до пят, платьев, размеренно-патриархального течения жизни, замирающей в полуденный зной… и вас внезапно охватывает щемящее чувство близости к этой удивительной стране и её народу…

Обычный лаосский пейзаж – дорога с красной латеритной пылью, покрывающая все вокруг, рисовые поля и на горизонте пирамиды известняковых гор в знойном голубом мареве… 

Когда смотришь на эти пики центрального Лаоса, тебя не покидает чувство нереальности.

Закат над Меконгом, величайшей рекой Индокитая. Вообще «Ме» - это «король», а «конг» - река. Местные жители никогда не называют Меконг Меконгом, а только Конг - Река.  

Это лаосские джунгли. На переднем плане, что с широкими листьями – дикие бананы. От магазинных они отличаются обилием черных шипастых косточек, ярко-желтым цветом и сильным ароматом. А цветы банана местные жительницы едят от бесплодия. На мой взгляд, горчат. 

Девочка из деревни в джунглях. Сзади видно дом, где она живет. Он из бамбука и покрыт тростником. Все дома в джунглях на сваях для того, чтобы змеи и скорпионы не заползали в дом. На руке у девочки буддистские веревочки, оберегающие ее от зла.  

Лаос многонациональная страна. Преобладают так называемые низинные лаосцы (лао лум), еще есть предгорные и горные. А в горах живет народность мео. Вот это девушки мео, они идут на свадьбу. На свадьбу приглашают всех, кто идет мимо. Пьют пиво и «лао хао» - самогонку из риса. И танцуют своеобразные лаосские танцы с плавно-волнообразными движениями рук.  

В таких ушастых масках лаосцы бродят в выходные дни, отпугивая злых духов. Но если вы полагаете, что выходные дни в Лаосе в воскресенье, то вы …– да, фаланг. В действительности там выходные двух сортов – один выходной на день Малого Будды, а другой в день Большого Будды. День Большого Будды легко может определить и фаланг – достаточно посмотреть на небо: День Большого Будды в полнолуние. Теперь, когда вы увидите в черном небе круг полной Луны, вспомните – именно сейчас в далеком тропическом Лаосе по улицам ходят большие ушастые белые маски, отгоняя от вас злых духов.  

Рассказ прислан Алексеем Мориным, участником конкурса на AIF.RU

Смотрите также: