Великий пост: долгий путь к Пасхе

В основе своей пост имел и имеет стремление христиан с помощью воздержания и молитвы подготовиться к великому празднику Воскресения Христова — Пасхе. В разное время в разных местах пост мог составлять и несколько дней, и несколько недель. Бывало, что не ели ничего вообще до захода солнца, а бывало, что отказывали себе в определенном виде пищи. Великий пост в нынешнем виде – сорок девять дней строгого воздержания и усиленной молитвы — установился к VII-VIII веку в Византии. Но что бы ни происходило с Великим постом в истории Церкви, он всегда был и будет духовным путешествием ко дню Воскресения Христова.

   
   

О значении поста для личной жизни христиан

Без труда можно найти рассуждения о Великом посте вообще, о его общем смысле. Гораздо реже можно встретить рассуждения о значении поста для личной жизни христиан. Я думаю, ни для кого не секрет, что со временем полнота христианской жизни уходит, уступая место обыденности, быту, мелочам, даже грехам. У каждого христианина когда-то был период обращения к Богу, когда жизнь с Богом была ярка и осязаема, полна смысла и радости. Крещение или обращение к Богу и некоторое время после него совершенно ясно переживались как переход от старой жизни к новой, как обретение Того, кто Воскрес. Для христиан смысл крещения, вступления в Церковь – это приобщение к Христову Воскресению, приобщение ко Христу. «Если Христос не воскрес, — писал апостол Павел, — вера наша тщетна».

Христианам важно не просто вспомнить раз в год, что когда-то воскрес Христос, для них важно постараться снова пережить это событие, снова приобщиться к опыту радости и полноты жизни, который был у них при обращении в христианство. Именно Великий пост и дает им такую возможность.

Что дает пост?

Христианство – это не только мировоззрение, это так или иначе отношения с живым Богом и ближними. На Пасху недостаточно вспомнить нечто и спеть «Христос воскресе», необходимо дать Богу возможность откликнуться в твоем сердце, и самому быть готовым Его услышать. Пост сам по себе не делает человека лучше. Пост — это возможность, пусть ненадолго, уйти от обыденности, возможность восстановить правильную иерархию жизни.

Пост имеет несколько формальных составляющих. Это молитва, воздержание и стремление глубже понять и исполнить заповеди Христовы.

Великим постом христианам предлагают чаще ходить в храм на общую молитву. Сам строй великопостного богослужения, тексты молитв чаще напоминают христианам о заповедях Христа, и особенно о покаянии: трезвой оценке своей жизни, признании своих грехов, надежде на помощь Божию.

Предполагается также и особое воздержание, более строгое, чем в другие посты. Дело тут не в рационе питания, а в том, что таким образом предоставляется возможность ограничить себя в чем-то ради исполнения заповедей Христовых. Ограничения в еде, развлечениях освобождают силы и время для возможного доброделания, жертвы, милостыни, заботы о своих родных. И здесь по большому счету состав пищи не играет роли. Да, есть известная традиция, даже устав, но каждый вправе взять из него то, что полезно и по силам именно ему. Совершенно очевидно, что даже самое строгое воздержание без стремления к воскресшему Христу, а значит – исполнения заповедей, бессмысленно.

С древности дошел до нас и обычай сугубого чтения Священного Писания Нового Завета, который отражен и в богослужении, и в домашней практике. Христиане стараются читать Евангелие чаще обычного, и дело не в количестве страниц, а в том, чтобы больше размышлять о заповедях Христа, о примере Его жизни, а вслед за этим попытаться осмыслить и свою собственную. Ведь, откровенно говоря, и христиане часто живут по притче Христовой, где люди замечают сучки в глазах ближних и никак не хотят видеть бревен в своих глазах.

О Прощеном воскресенье

С давних времен Великий пост предваряется так называемым «Прощеным воскресеньем», когда христианам предлагается примириться, попросить прощения у своих родных, близких, сослуживцев. Эта традиция подчеркивает, что пост — это не диета. Зримым результатом поста должно быть примирение с людьми и Богом. Начать предлагается с тех людей, которых мы оскорбили, унизили, как-то огорчили.

Вообще, Прощеное воскресенье и Великий пост открывают удивительную правду о христианстве и христианах. Отложив в сторону фантазии и мечты, пафосное превозношение, мифическое приукрашивание прошлого, необходимо признать, что последователи Христа — это те же люди, что и везде. Они могут и ссориться, и ругаться, и обижать не хуже других. Грехи не чужды христианам, — это все видят и знают. Звание христианина не тождественно святости. Но это только часть правды. Вторая часть состоит в том, что, пусть несколько раз в год, пусть через исполнение традиции и предписаний, но христиане признают свое несовершенство, обращают свой взгляд на свои грехи и недостатки. А это и есть необходимая основа для посильного исполнения заповедей, для возвращения к радости и полноте жизни со Христом.

Юрий Белановский

заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве

Смотрите также: