На этот раз власти страны отказались предоставить АНК помещения, которые в полной мере могли бы удовлетворить необходимые технические требования, в том числе и поместить несколько тысяч делегатов и приглашенных.
В результате АНК вынужден был провести свою первую конференцию в относительно небольшом зале.
На конференции выступил лидер оппозиции, первый президент Армении Левон Тер-Петросян, который коснулся жизневажных вопросов внешней и внутренней политики Армении. По мнению большинства экспертов выступление Тер-Петросяна уже стало важнейшим событием в политической жизни Армении.
В связи с этим мы попросили Левона Тер-Петросяна ответить на наши вопросы.
Уважаемый Левон Акопович, для начало я бы хотела поздравить Вас и Вашу семью с наступающим Новым годом и Рождеством.
Как вы оцените 2008 год для Армении и какие из его событий Вы считаете главными, веховыми для страны?
Я понимаю, что вы имеете в виду, но собственно веховых событий, пожалуй не было. Таким событием могла бы стать демократическая смена власти в результате президентских выборов в феврале и восстановление Конституционного строя, однако это не произошло. Режим показал, что ради удержания своей власти, ради своего воспроизводства не остановится ни перед чем. Сфальсифицированные президентские выборы 19 февраля, бойня, устроенная собственному народу в самом центре столицы страны, в результате которой, только по официальным данным, погибли 10 и получили ранения около 300 человек, развернутый в стране тотальный террор и правовой произвол: повальные безосновательные приводы и аресты активистов оппозиции и их окружения, проводимые с нарушением всех процессуальных норм обыски в их домах и в домах их родственников, сфабрикованные уголовные дела и позорные судебные процессы – все это неприятные «события».
Что изменилось в Армении за этот год?
- В первую очередь – общество. Исчезли апатия, атмосфера бессилия и безысходности, царившие в стране практически все последние годы. Началось возрождение гражданского общества и, судя по тому, что развернутые властями преследования не дают желаемых результатов, люди продолжают бороться – процесс этот стал необратимым.
Оппозиция выкристаллизовалась, и политическое поле обрело ясные очертания. Закончилась эпоха квазиоппозиционных, карманных политических сил, которые, по заданию властей создавали видимость гражданской борьбы и служили выпускным клапаном общественного недовольства. Именно в результате их деятельности и возникли в стране апатия и безысходность. Теперь же мы имеем фактически две четко прорисованные политические силы: клановую криминальную власть, единственной целью которой является сохранение и умножение своего благосостояния, и объединенную оппозицию в лице Общенародного движения, стремящегося создать сильное и гордое демократическое государство и благополучное общество.
И, наконец, появилось совершенно позорное понятие «политзаключенный». В республике, считавшейся в начале 90-х «островком демократии», за свои политические взгляды были брошены за решетку более сотни людей.
Что изменилось во внешней политике Армении?
Внешняя политика Армении стала хаотичной и ситуационной. Из-за своей нелегитимности Серж Саргсян стал очень уязвим, подвержен давлению и склонен к уступкам как в вопросе Нагорного Карабаха, так и в отношениях с Турцией. Поддерживавшийся баланс между Западом и Россией все время нарушается, что может привести к непредсказуемым последствиям. Основная причина такого поведения заключается в том, что внешняя политика страны поставлена на службу внутренней. Проще говоря, Сержу Саргсяну необходимо, чтобы Запад закрыл глаза на проводимые властями Армении репрессии. Однако, как оказалось, Совет Европы не желает терпеть наличия в стране-члене Совета Европы 70-ти политзаключенных, да и России вряд ли нужен союзник с серьезными внутренними проблемами. Все это явилось причиной наблюдаемого нами внешнеполитического провала.
- Какова сегодня ситуация в переговорном процессе по мирному урегулированию карабахского конфликта?
- Он сейчас находится в очень активной фазе. Последовавшие друг за другом Майндорфская декларация и заявление министров иностранных дел стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Хельсинки, оптимистические заявления сопредседателей в Ереване и Баку, встречи Сержа Саргсяна с президентом Франции Саркози и руководством НАТО, визит Дэниеля Фрида в Баку, активизация турецкой дипломатии в этом вопросе, поспешно принятые поправки в закон РА «О референдуме» и многое другое показывают, что развязка может наступить раньше, чем можно даже предполагать. В такой непростой ситуации мы приняли решение прекратить на время массовые демонстрации с тем чтобы дать руководству Армении возможность работать в интересах государства, не отвлекаясь на дополнительные проблемы внутриполитического толка. Очень скоро мы сможем оценить, сумел ли воспользоваться этим Серж Саргсян.
- После 1 марта ситуация в Армении возник глубочайший внутриполитический кризис, страна готова была ежеминутно взорваться. Со стороны, на сегодня, ситуация видится уже более или менее разряженной и стабилизированной. Какой она видится Вам, изнутри?
Спустя 9 месяцев, оппозиция сохранила свои ряды, создала и продолжает создавать и укреплять территориальные структуры и структуры теневого правительства. Структуры Армянского национального конгресса действуют также в Москве и Лос-Анджелесе. Спокойствие, которое вы отмечаете, мнимое. На самом деле стабильность сохраняется лишь благодаря беспрецедентным репрессиям властей, и, конечно же, нашей сдержанности, о причинах которой я уже говорил. Однако долго такое состояние не может длиться – обстановка всеобщей ненависти к властям на фоне уже захлестывающего страну экономического кризиса очень скоро получит свое логическое разрешение. И таким разрешением могут стать только внеочередные президентские и парламентские выборы, которые неминуемо приведут к власти политическую силу, способную взять на себя ответственность за судьбу народа и страны. Такую, какой является Армянский национальный конгресс.
- Вы как-то провели параллель между борьбой с Советской властью в конце 80-х – начале 90-х и борьбой с властью Кочаряна-Саргсяна 20 лет спустя. Тогда для победы Вам понадобилось около 2-х лет, какой максимальный срок Вам видится сегодня?
- Прогнозов делать не могу, и приход к власти не является для нас самоцелью. Однако совершенно очевидно, что перед властью сегодня стоят очень серьезные вызовы – такие, как карабахский вопрос, проблема демократизации страны, доверия общества, финансово-экономический кризис. И, как показали 10 месяцев ее существования, действующая власть с этими вызовами не справляется.
В конце января, на зимней сессии ПАСЕ будет рассматриваться ход выполнения Арменией резолюций 1609 и 1620. Представители власти утверждают, что практически все требования этих резолюций выполнены, и уверены, что санкций в отношении Армении не будет. Министр ИД Налбандян даже заявил на днях, что «ни одна страна в мире не смогла бы выполнить их в те сроки, в которые сделала это Армения». Вместе с тем, корпорация «Вызовы тысячелетия» уже заморозила финансирование своих программ в вашей стране. Какие ожидания в связи с этим у Вас, и что даст оппозиции возможное применение санкций в отношении Армении?
Конечно же, требования не выполнены. Главное требование Совета Европы — освобождение всех политзаключенных, а они продолжают оставаться в заточении. Мало того, сегодня делается попытка переложить на них ответственность за гибель людей 1-го марта, что, я считаю, абсолютно безнравственно. И наилучшим ответом Налбандяну, стала оценка, данная властям Армении Мониторинговой комиссией ПАСЕ. Кстати, такая принципиальность со стороны этой европейской структуры стало возможной, в том числе, благодаря последовательной борьбе Общенародного движения. Что касается замораживания программы “Вызовы тысячелетия”, то мы против экономических санкций. Народ страны не должен нести ответственность за грехи своего политического руководства.
В недавно обнародованном экспертном докладе, руководитель Армянского Национального Клуба «Миабанутюн» г. Москвы, Смбат Караханян, а так же многие эксперты считают, что время, отпущенное руководству Армении на стабилизацию внутренней ситуации в стране и на решение взятых на себя обязательств по ряду внешних вопросов истекает…
- В январе состоится зимняя сессия ПАСЕ, на которой будет рассмотрен ход выполнения Арменией требований резолюций 1609 и 1620 Ассамблеи. Мониторинговая комиссия уже негативно охарактеризовала их выполнение, и представила предложение лишить права голоса армянскую делегацию в ПАСЕ. Что решит пленарное заседание Ассамблеи – видно будет уже через месяц.
Какими последствиями может обернуться кризис для Армении?
- Очень плачевными. Хотя власти и утверждают, что кризис обходит Армению стороной, его воздействия видны уже сегодня. Резко сократился объем поступаемых в страну трансфертов, в плачевном состоянии оказались горно-металлургическая и химическая промышленности, банки перестали выдавать кредиты, снизились объемы внешней торговли и темпы строительства. По официальным данным, в третьем и четвертом квартале зафиксировано снижение темпов роста ВВП, по сравнению с первым и вторым кварталами этого года. В частности, спад в октябре, по сравнению с предыдущим месяцем, составил 8,3%. В ноябре же ВВП сократился уже на 30% по сравнению с предыдущим месяцем. По оценкам наших экономистов, особенно обострится ситуация в феврале-марте 2009 года.
Какие планы у оппозиции на 2009 год?
Главной целью Общенародного движения остается восстановление в стране Конституционного строя и демократических свобод, решение которой мы видим в проведении внеочередных президентских и парламентских выборов. Единственным залогом этому является сохранение, расширение и укрепление Общенародного движения или, иначе говоря, Армянского национального конгресса. То есть, нашей задачей является превращение Движения в такой массовый, организованный и стабильный фактор или альтернативную политическую силу, которая готова будет в любой момент взять на себя ответственность за руководство страной.
Экспертное мнение
Подытоживая беседу также обратимься к политическим анализам о ситуации в Армении, представленных Армянским Национальным Клубом «Миабанутюн» г.Москвы, которые за проходящий год вызывали наибольшую заинтересованность в государственных и общественно-политических кругах.
В частности, в недавно представленном экспертном докладе, Руководителя Армянского Национального Клуба «Миабанутюн» г.Москвы, Смбата Караханяна обращается внимание на то, что на базе Армении внешние силы помимо всего (пересечение интересов, конкуренция и т.д.) проводят эксперимент по изучению новой модели внутригосударственного устройства. В докладе приводятся довольно интересные исследования. Согласно чему по сути, на практике тестируется модель восточно-христианского государства, при которой внутри страны правят практически неизбранные власти, а также проводится мониторинг действий руководства, имеющего поддержку населения, не превышающего порог технической погрешности и опирающиеся на властные структуры. При этом верхушка власти является управленцем и обслугой внешних сил.
Вместе с тем очевидно, что внутри самих силовых структур основными факторами управления явлется страх. С другой стороны во внешнем мире их деятельность можно охарактеризовать, как боязливость и некомпетентность. Но даже в этих условиях эти опорные структуры властей уже трещат по всем швам.
В обществе доминирует чувство несправедливости и повального недоверия к властям. Подавляющее большинство граждан живут за счет частных трансфертов (около 80% которых идут из России), половину которых путем манипуляций курса национальной валюты мягко выражаясь, отбирает государство. В экономике страны всевозможные издержки, в том числе и из-за недалеких действий государственного аппарата ложатся на карманы простых граждан, а вся полученная прибыль теми же государственными структурами уходят в бок и оседают в частных карманах, преимущественно на зарубежных счетах. Даже те средства, которые так тщетно просят армянские высокопоставленные чиновники у других стран и международных финансовых организации, пойдут всего лишь на спасения их личного бизнеса.
Интрига в том, сколько времени отведено подобным, искусственно привитым группам, и сколько они смогут удержаться у власти.
Развитие ситуация интересно еще и тем, что подобная власть должна решать не только проблему своего выживания, но и судьбоносные для народа вопросы, например такие как Нагорно-Карабахская проблема для Армении.
С другой стороны в докладе подчеркивается, что с марта следующего года отношения внешних сил к властям Армении начнет стремительно и заметно меняться в худшую сторону, что может стать большой угрозой для армянской государственности.
Отмечается, что в марте этого года те же самые силовые структуры фактически оказались бессильными, и решающим аргументом властей для разрешения внутриполитического спора стало введение в столицу Армении вооруженных формирований регулярной армии (хотя бы формально) другого государства (речь идет о Нагорно-Карабахской Республике), при этом в Ереване еще не было объявлено о ведении чрезвычайном положения. В этом контексте довольно примечательно, что недавно председатель парламента НКР объявил, что НКР официально присоединяется к Всеобщей декларации прав человека.
Однако, несмотря ни на что, национально ответственные силы страны в состоянии предотвратить эти процессы. В этом смысле огромную роль может сыграть Армянский Национальный Конгресс, который уже является сильным политическим фактором, и показал себя как политической силой способной взять на себя ответственность за судьбу страны и народа.
Материал подготовлен Анастасей Ермолаевой
Москва-Ереван
Смотрите также:
- Евгений Ясин, экономист: «Не сильная рука, а сильные мозги» →
- «Станет немножко хуже». Прогнозы политологов на 2014 год →
- Руслан Гринберг: Всё ещё в шоке от 90-х →