Пусть сейчас их там и нет, но пройтись по местам былой славы клоунов, акробатов и наездников всё-таки стоит.
Смехотворная хитрость
Логичнее всего стартовать в Кремле, хотя бы ради уважения к самому первому стационарному цирку. Найти его несложно - знаменитый некогда Потешный дворец по-прежнему находится между Троицкой и Комендантской башнями.
На цирк не очень похоже, правда? И тем не менее под этими сводами блистали такие звёзды, как, например, Григорий Иванов. Он продемонстрировал царской семье не банальных медведей, показывающих, «как малые дети горох крадут» или «как купчиха в бане парится», а самого настоящего дрессированного льва. Так что весь цирковой сезон 1619 г. прошёл под его безусловной гегемонией. Спустя 15 лет на топ вышла не столько дрессура, сколько «смехотворная хитрость», как тогда называли номера с демонстрацией ловкости и силы. Пётр Ивангородец, например, в сезон 1634 г. поражал высочайших зрителей разрыванием цепей и тасканием в зубах многопудовых брёвен.
А в 1637-1638 гг. на кремлёвском манеже блистали «метальники» братья Макар и Иван Андреевы. «Метали» они не ножи или топоры, а себя самих - слово «акробат» тогда в нашем языке ещё не появилось. Сопровождались цирковые выступления, как и положено, оркестром. Банда из «скрипкарей Ивашки, Онашки да новокрещённого немчина Арманки» даже при помощи «игреца органного Томилы Михайлова» вряд ли могла урезать «парад-алле», но царю такое музыкальное сопровождение нравилось, недаром жалованье музыкантам платили завидное - по 17 целковых в год.
Дар полковника
Проходя мимо ЦУМа, полезно будет вспомнить красивую историю любви, которая связана вовсе не с куртуазными подарками от Мюра и Мерелиза, а с конским потом и опилками манежа. Впрочем, подарок здесь тоже присутствует…
…В Питере прогорел очередной цирк. В принципе ничего особенного. Но европейская гастрольная труппа осталась совершенно не у дел. Трудно сказать, что двигало гвардейским полковником Новосильцевым, когда он вознамерился взять заботу об артистах на себя - фанатичная любовь к цирковому искусству или не менее глубокое чувство к наезднице Лоре Бассен. Скорее последнее. И вот, повинуясь этому чувству, полковник женится на артистке, перебирается в Москву и, наконец, делает своей жене поистине царский подарок - в 1853 г. специально для неё строит настоящий, хотя и деревянный цирк. Как раз на том самом месте, где нынче стоит ЦУМ . Дело для Москвы неслыханное - мало того, что русский дворянин женился неизвестно на ком, так ещё и позволил супруге стать во главе циркового предприятия и самой вести дела! Нужно ли говорить, что долгое время, больше 10 лет, цирк Новосильцева - Бассен был одним из самых популярных среди любящих сенсации и скандалы москвичей?
Осторожно - газ!
140 лет назад немец Карл Гинне затеял крупное предприятие - открыть в Москве новый стационарный цирк на Цветном бульваре.
Вражда и взаимные интриги длились 12 лет, пока в цирке Гинне не произошёл подозрительный несчастный случай: внезапно загорелся осветительный газ - и деревянное здание за ночь превратилось в кучу угля и золы. Карл от потрясения не оправился, тем более что московская публика голосовала рублём, и не в его пользу, предпочитая пантомимы и выездку Саламонского.
Кстати, Саламонский быстро понял, что одной вольтижировкой сыт не будешь. Вознамерившись подмять под себя весь шоу-рынок Москвы и сделать цирк на Цветном бульваре чуть ли не единственным, он иной раз шёл на весьма рискованные поступки, которые крайне возмущали охранителей нравственности. Вот как отзывалось о новаторстве в цирковом искусстве издание «Россия» от 3 сентября 1901 г.: «Вчера вечером во время открытия зимнего сезона в цирке Саламонского разыгрался скандал. Две балерины, исполнявшие канкан, так откровенно задирали ноги, что вызвали негодование и протесты со стороны публики. Отделение пришлось на половине прекратить». Надо ли говорить, что скандал только прибавил популярности - недаром государство победившего пролетариата сделало его «Цирком № 1».
Смотрите также:
- Отчего межнациональные стереотипы такие обидные? →
- Константин Кудряшов: 13-13. Не в нашу пользу →
- Елена Зелинская: Разруха по умолчанию →