Страсти по «Троице»

Его послание вызвало бурю эмоций, которые не утихают до сих пор и сотни комментариев, - около 20 страниц(!). Итак, речь идет о том, чтобы икона «Троица» преподобного Андрея Рублева была на три дня «отпущена» на праздничное богослужение, на место своей прежней «прописки» - в Троице-Сергиеву лавру. По мнению Левона, этот «идиотский каприз» может дорого обойтись нашей культуре, - любое перемещение шедевра древнерусского искусства, да еще и его «участие» в многолюдном богослужении может нанести непоправимый ущерб самой иконе. Разумеется, условия хранения Троицы в Третьяковке и условия, в которых она будет находиться во время праздника, как говорится, небо и земля. Тем более, что по православной традиции, принято прикладываться к святой иконе, и, принимая во внимание количество верующих, это «прикладывание» может повредить поверхность самой «Троицы».

   
   

Страсти по Рублеву разгорелись нешуточные. Тем более, что сам Левон не особо стеснялся в выражениях и нападках и на музейное, и на церковное начальство. «Никаких официальных распоряжений (вроде приказа министра культуры) на этот счет пока не поступало… Начальство Третьяковской галереи, обливаясь холодным потом, кинулось, с одной стороны, заказывать супер-ящики для перевозки и хранения иконы, а, с другой – орать побелевшими от ужаса губами на всех, кто хотел на это что-то возразить. Главный и единственный аргумент галерейского начальства – «если вы сейчас будете рыпаться, то у вас её заберут навсегда и без всякого ящика». Если мы, беспрекословно повинуясь чьему-то идиотскому капризу, повезем эту икону за семьдесят километров туда и обратно, поместим в тесном соборе, где горят сотни свечей и где толпы благочестивых паломников кинутся к ней «прикладываться», гарантий ее сохранности никто дать не сможет. Никаких».

Реакция блогеров, понятно, была далеко не однозначной. И обсуждение информации Нерсесяна вылилось и в обсуждение отечественной истории, и путей укрепления православной веры, и прав собственности на те, или иные музейные и церковные реликвии. «Несомненно, украденное убийцами должно быть возвращено Церкви» (tankredy). «Читаю Вас, и не верится, что это не дурной сон, а реальность... Будем надеяться, что эта катастрофа не произойдет!» (fuma_fumarse). «Если им удастся проделать такое с «Троицей» - далее будут пачками писать письма и тут же изымать из музеев всё, что захотят» (iskatel). «Мне кажется, что для святынь, хранящихся в музеях для сохранности, а не чтоб было, надо отстроить специальное храмовое помещение и разработать транспортировку, позволяющую им там "гостить" без риска для жизни. Разрабатывать все это должны, конечно, инженеры с музейщиками. Потому что ситуация, когда икона в городе есть, а помолиться перед ней нельзя, - нелепа, и в музее молиться - тоже нелепо» (veshnyakovskaya). «Мамочки, но ведь на «Троице» и так живого места нет! Это как же нужно относиться к реликвии, чтобы затребовать ее из хранения, при угрозе ее окончательного уничтожения?»(michletistka). «Иконам не место в музее»(vasiliev3_me).

«Человек, говорящий про слова патриарха: «Лепет...»,- выдает уровень своей культуры с головой. Икона писана СВЯТЫМ, который ЖИВ, ПИСАНА для МОЛИТВЫ, а не для глазения убогой по уму и сердцу интеллигенции. Отобрать у ЖИВОГО автора его творение и считать это высококультурным делом - это такое мракобесие, что и представить трудно» (sharakov). «Если икону потащат в Лавру, где православные закоптят и завоняют её своим ладаном-вонючкой - это немного другое. Совсем другое. Очень надеюсь, что в ближайшее время будет создано атеистическое общественное объединение, которое способно будет защитить общество и народное достояние от христианских мракобесов (enoden).

Особые споры вызвало нынешнее состояние иконы и поиск ответственных за нанесенный ущерб. «Ирония судьбы в том, что "Троицу" Рублёва нашла (как шедевр) и сохранила не церковь; да и знаменитый рублёвский "Спас" (точнее, его фрагмент) вообще был ступенькой какой-то лестницы. Именно с точки зрения живописного шедевра церковь веками не нуждалась ни в каком Рублёве, а опыт «записываний», «поновлений» и варварского отношения, как к простой церковной атрибутике (с моей точки зрения) лишает церковь прав на обладание и хранение таких произведений». (alexalexxx) «Икона -является продуктом церковной субкультуры. Нравится Вам это или нет, но не было бы Церкви - не было бы и этого Вашего «наследия культуры». И в отрыве от своей культурной среды икона теряет всякий смысл, какими бы Вы красивыми и умными словами этот отрыв не мотивировали»(yuretz73). «Только «фанатики» веками сохраняли иконы, а атеисты за 70 лет бОльшую часть умудрились уничтожить или превратить в ужасное состояние»(malkolms). «Церковь традиционно избавлялась от почерневших икон: их либо записывали, либо «пускали по воду», либо закапывали, либо использовали в качестве подсобного материала. Не верю, что не знаете. Не лицемерьте»(marfabaturina).

Несмотря на здравые и взвешенные комментарии сотрудников других музеев, страсти и не думали утихать. В самом деле, сумели же в музее имени Андрея Рублева найти решение, которое удовлетворило всех, - и верующих, и атеистов! «У нас (Музей им. Рублёва), как ни странно, бабушки-смотрительницы вполне разумно разрешили задачу с Владимирской-Волоколамской иконой, которая тоже почитается чудотворной и к которой в те периоды, когда она выставлена в экспозиции, большое количество желающих приложиться. Я была свидетелем, они говорили - не надо прикладываться, если каждый так будет делать, то икона перестанет существовать. А если вы хотите выразить своё благоговение и почтение образу - приносите цветы. И я потом всегда обращала внимание, что около Владимирской-Волоколамской свежие цветы в вазочке почти всегда»(byzantina).

Просматривая все комментарии, ловишь себя на ощущении, что не в судьбе иконы дело. Легендарная «Троица» оказалась своеобразным культурным «детонатором», который спровоцировал большой взрыв, сродни взрыву лихих 90-х, и, увы, в большинстве своем, комментарии, как православных граждан, так и атеистов оставляли желать лучшего и по стилю, и по содержанию. Увы, увы, не то что писаная история, но и совсем недавняя ничему не учит. Никого. Неужели всем нам, участникам событий распада СССР, гигантской миграции соотечественников на Запад, разрушения собственного настоящего так и не стало ясно, что культура, тем более история не терпят не только сослагательного наклонения, но и выяснения отношений между группами людей по принципу «стенка на стенку»?!

   
   

Сколько же должно пройти исторического времени, чтобы наше самосознание успокоилось, чтобы мы начали действовать человеческими методами, а не «марш-бросками» времен Гражданской войны? Конечно, все пройдет и все успокоится. Наша история и не такое проходила. Вот только наша с вами жизнь слишком короткая.

Сергей Роганов

Автор делает еженедельные обзоры блогов Рунета для AIF.RU

Смотрите также: