Вячеслав Костиков: «В России ослабевает общенациональная солидарность»

   
   

На самом деле вопрос о том, какие песни хотел бы петь народ, тесно связан с душевным настроем нации и страны. С такой важной составляющей жизни, как социальный оптимизм. И, видимо, не случайно в своих письмах в редакцию «АиФ» читатели интересуются не только тем, «не пропадут ли снова сбережения», но и, казалось бы, таким  второстепенным вопросом: почему мы перестали петь весёлые песни?

«Когда собираемся с друзьями за столом, мы по-прежнему поём советские песни: «Вася-Василёк», «Марш энтузиастов», «Как много девушек хороших», «Кто весел, тот смеётся», «Капитан-капитан, улыбнитесь», «Ну-ка, солнце, ярче брызни». Ну а если выпьем  рюмочку лишнего, то можем отчудить и  «Артиллеристы, Сталин дал приказ…» или «Ленин - это весны цветенье».

Не думайте, что это письмо 60-70-летнего ветерана войны или труда или человека, голосующего в «Имя Россия» за тов. Сталина или Ленина. Это письмо 40-летнего бизнесмена из Саратова, поклонника «Битлз» и «Роллинг Стоунз».

«Когда я один - в машине или на отдыхе, - пишет он, - то слушаю современный рок или классику американского джаза. Но когда собираемся  компанией, вспоминаем то, что пели наши родители. А они пели весёлые песни, которые можно петь вместе…»

Мелодии великих строек

Размышляя о месте песен в жизни россиян, нельзя забывать о том, что многие (если не большинство советских песен) были написаны не в самые лёгкие времена. Это были годы, когда вовсю работала мясорубка сталинских репрессий, когда за простенький анекдот можно было получить 10 лет «без права переписки», когда миллионы людей томились в лагерях ГУЛАГа. Напомню, что даже на строительстве Московского университета трудились зэки. Но нужно помнить и о том, что в эти же времена рождались и незабываемые песни Великой Отечественной войны. «Синенький скромный платочек», «Я уходил тогда в поход», «Смуглянка-молдаванка»…

С точки зрения большинства населения, узнавшего о масштабе  репрессий лишь в 1956 году из доклада Н. Хрущёва на ХХ съезде КПСС, советские песни отражали реальный оптимизм советского общества, шагнувшего из крестьянской России в век ускоренной  индустриализации и покорения «пространства и времени».  Да, официальный оптимизм и прославление вождей  были обязательными.  Но никто не мог заставить людей петь эти весёлые песни дома, сидя за столом с кастрюлей  варёной картошки и тарелкой  селёдки. А люди их пели. Наряду с народными «Ой, цветёт калина», «Хаз-Булат удалой» или «Шумел камыш».

   
   

Пели потому, что  на фоне бедности тех лет эти песни озвучивали веру людей в светлое будущее. Народу действительно казалось, что страна идёт по правильному пути. Но, может быть, самое главное: песни тех лет отражали реальное равенство возможностей, а следовательно, и общенациональную общность.

Модель доверия

Веселящих песен много и сегодня. Но мы не веселимся, а  зубо-скалим, не смеёмся, а хохочем. Замолкает очередной телевизионный хохотун или очередной «правдовещатель», а зритель остаётся всё с теми же неразъяснёнными вопросами. Вроде бы власть и своя, вроде бы пытается наладить разговор с народом, но общего настроения не возникает. Как и общей песни. Остаётся впечатление, что власть живёт своей жизнью, а народ - своей.

Нынешняя «модель доверия», которая практикуется в отношениях власти и населения, не оправдывает себя. Создалось совершенно ненормальное положение, когда население выставляет высочайшие баллы двум первым лицам страны и отказывает в доверии всем прочим институтам власти, партиям, депутатам, милиции, судам. Недавний социологический опрос ВЦИОМ выявил поразительную картину: в России у населения практически не осталось авторитетов, людей, которым они могли бы доверять. Губернаторы, мэры городов, главы администраций, военнослужащие пользуются  доверием лишь у  5-7% населения. Самое низкое доверие - к политикам, предпринимателям, депутатам - 1-2%.

Резко опустилась планка доверия к таким ранее уважаемым профессиям, как врачи, учителя и артисты. Поражает то, как низко упали в глазах народа люди, которых ещё сравнительно недавно называли «инженерами человеческих душ», - писатели.

В чём причина этих явлений? Может показаться, что ответ лежит на поверхности: под влиянием безудержной гонки за богатством, породившей вопиющее неравенство, порвалась связующая нить национальной солидарности, исчез общий гражданский интерес, разошлись по разным иконостасам духовные ценности. Каждый живёт, молится и мечтает по-своему: власть, бизнес, чиновничество, народ. Тут уж не до общих песен. Но так ли это на самом деле? Пишите нам. Будем думать вместе.

 

Смотрите также: