Бобры-стахановцы строят 150-метровые плотины

   
   
Животные, которые еще 20 лет назад считались большой редкостью, расплодились и начали атаку на реки региона. Да так активно, что люди не поспевают разбирать то, что настроили бобры.

Алексей Скворцов и Иван Славаныч из Тагая уже месяц работают без выходных. Мужчины берут в руки лопаты и идут разгребать плотный заслон из бревен и веток посреди речки Тагайки.

Инженерное искусство бобров поражает людей. Плотины высотой метр-полтора выдерживают вес человека, и достигают длины в 150 м. Бобры работают со стахановским усердием, совершенно не стесняясь людей. Свалить дерево и перетащить его к воде - это самая грубая часть работы. После этого бобры ствол от ветвей и начинают стоить плотину. Сначала устанавливают большое бревно, а затем обкладывают его ветками. И все их инструменты - это их собственные лапы и зубы. Передние резцы, которые бобры используют для работы, периодически стираются или ломаются. Однако челюсть бобра устроена таким образом, что острые передние зубы все время отрастают, как ногти у человека. Цель бобров при постройке этой огромной плотины - получить спокойное озеро, где они могут построить себе дом. А вот людям стоячие водоемы совсем некстати. Вот и приходится разбирать плотины.

- Эх, и трудяги! – с улыбкой рассказывает Алексей Скворцов. – Вот только во вторник мы расчищали речку. Через четыре дня смотрим – опять запруда готова!

По словам мужчин, разобрать плотину - работа не из легких. Четырехпалые зодчие, хитро переплетают прутья и бревна, а сверху все это еще и обильно замазывают илом.

- По два-три часа машем лопатами, - говорит Алексей. – А не разберешь запруду вовремя, моментально вода в подполах и погребах появляется.

По словам специалистов в нашествии бобров виновата… экология. За последние годы леса и речки Ульяновской области стали заметно чище: заводы перестали сбрасывать отходы в водоемы, поля больше не травят пестицидами и гербицидами.

   
   

Вода стала чище. Вокруг деревьев море. Чего б не жить! – говорит Иван Славаныч и снова хватается за свою лопату.

Сейчас, когда дело близится к зиме, бобры особенно активизировались. До заморозков им надо успеть запрудить речушку, углубить водоем (чтобы, когда вода замерзнет, под толщей льда осталось пространство, где бы они могли передвигаться), и заполнить кладовые съестными припасами – обрубками стволов, ветки, водные растения. Заготовленные корма бобры складывают в воду, где они до февраля сохраняют свои пищевые качества. Объем запасов бывает огромным - до 60-70 кубометров рыхлой массы на семью.

Сергей ТИХОМИРОВ, АиФ-Ульяновск

Смотрите также: