Но такие вещи случались не только во время «великих свершений».
Первый из перенесённых
Дом № 32/61 по Каланчёвской ул. На первый взгляд в нём ничего особенного - обычное строение да и находится как раз там, где положено. На самом деле этот непримечательный дом стоит уважить своим посещением хотя бы потому, что он был самым первым из перенесённых зданий. И не только в Москве, но и во всей России. Перенесли его ровно 110 лет назад. Инженеру Иосифу Федоровичу, который занялся передвижкой, чтобы освободить место для Николаевской железной дороги, предрекали позор, а рабочим - смерть под развалинами. Московские остряки упражнялись в ехидстве. Мол, дураки эти подрядчики - дешевле разобрать по кирпичику и собрать заново. Но в том-то и дело, что не дешевле - уж больно крепка была кладка. К моменту начала работ вокруг собралась толпа. Зеваки ждали катастрофы и почти дождались - лопнули цепи на лебёдках. Но на следующий день цепи заменили канатами, и дело пошло. За неделю дом передвинули на задуманные 24 сажени (около 52 м). Тогда же, кстати, сочинили и первый стишок про перенос зданий: «Нельзя сказать, чтобы проворно, но всё ж - единственный пример! - дом продвигается упорно, и торжествует инженер!»
Сдвинутая мэрия
Следом, хотя и не очень скоро, пришла очередь главной улицы Москвы - Тверской. Тогда она уже называлась улицей Горького, но всё ещё была узковата для коммунистического города. Расширить её предстояло с 20 до 40 м. Но со старым Саввинским подворьем история оказалась одной из самых заковыристых. Бывшую гостиницу Саввино-Сторожевского монастыря, превращённую в жилой дом, хотели снести. Но, спохватившись, признали памятником архитектуры и решили сплавить подальше, чтоб не заслоняла новую эстетику. Ночью 4 марта 1939 г. дом весом в 23 тыс. тонн ПОЕХАЛ. Да так плавно, что жильцы узнали об этом только утром. Не разрушилась даже башня из кубиков, которую одна девочка собрала накануне. Передвижка почти на 50 м заняла три дня. Результаты её сейчас можно увидеть, заглянув во двор дома № 6 по Тверской.
А здание Моссовета практически «сдули» с веками насиженного места. Трёхэтажное (надстроили его только в 1946 г.) творение Матвея Казакова двигалось с рекордной скоростью - 19 м в час. На новую стоянку Моссовет переехал за 41 минуту, преодолев расстояние в 13 м. Кстати, дом передвигали вместе с подвалом, для чего по пути следования был вырыт котлован, а рельсы пролегали на глубине 4 м.
«Известия» спасли «Правду»
После войны дома тоже двигали, но не с таким энтузиазмом. Так, в 1978 г. задумали возводить новое здание «Известий», что сейчас стоит на Пушкинской пл. Всё бы ничего, но строительству явно мешал дом № 18 по ул. Горького. Злые языки говорят, что, кабы дело происходило в тридцатые, ему бы не поздоровилось. тем более что здание, выстроенное Адольфом Эрихсоном, являлось ярким воплощением вопиюще непролетарского стиля модерн. Однако вряд ли у советских лидеров любой эпохи поднялась бы рука на дом, в котором некогда размещалась редакция газеты «Правда». А уж если добавить к этому имя одного из сотрудников редакции - Мария Ульянова, родная сестра самого Ленина, - то судьбу модернового дома можно считать счастливой.
Смотрите также:
- Тайны кремлёвской квартиры Ленина. Как жил и работал вождь революции →
- История читателя: «Новая Басманная – место, где веет стариной» →
- Николай Зятьков: Обнажённая нищета →