Надежды же на то, что в ближайшие годы ситуация улучшится, невелики: российские женщины не торопятся рожать. И это несмотря на то, что «сексуальная революция», прошагавшая по Европе 40 лет назад, добралась и до России.
Люди старшего поколения хорошо помнят скромные нравы 60-х годов. На ум приходит крылатая фраза: «в СССР секса нет». Секс, конечно, был, но об «этом» не принято было говорить вслух. Большой редкостью было увидеть целующихся на улице, в метро. Целовались в подъездах, вечером - на скамейке в парке.
Желающие пообниматься в кино покупали билетики на последний ряд. Популярные актёры целовались на экране так, словно они выпускники детского сада. Настоящие поцелуи можно было увидеть в редких тогда американских фильмах. Да и те цензура безжалостно вырезала. Молва гласит, что поцелуи «взасос» оставляли только на копиях, которые затем показывали Сталину. Вождю якобы нравилось.
Сегодня Россия за поцелуем в карман не полезет. А на одной из недавних выставок публике был представлен фотошедевр «Целующиеся милиционеры». Нравы раскрепостились настолько, что народ, похоже, только и думает, как бы с утра нацеловаться, а пивка выпить уже к вечеру.
На самом деле на галантном фронте дела обстоят не слишком весело. Показушников, целующихся на Пушкинской площади в Москве, много, а «настоящих буйных», как сказал бы В. Высоцкий, мало. Да ладно «буйных». Людей, настроенных на любовь, семейную жизнь, всё меньше. Последнее социологическое исследование «Левада-центра» выявило, что россияне теряют многие полезные семейные и бытовые навыки. Хуже стали готовить обед, разучились шить, некому починить протекающий кран. Нация, которая славилась традициями семейного музицирования и пения, утрачивает их.
Смешно сказать, но за 10 лет шествия капитализма по России число умеющих целоваться снизилось почти на 10%. Отчего бы это? Казалось бы, с экранов телевизоров, по радиоволнам, в литературе нас постоянно подталкивают в альков, на перину: «Ну давай же!» «Секс в большом городе» подкарауливает нас на каждом перекрёстке. А конечного результата - крепкой семьи, детей, внуков - нет.
Чужой секс
Всё чаще звучат правильные слова об угрозе национальной безопасности. Опасения небезосновательны. На фоне кризиса семьи идёт «усушка» населения. По данным Росстата, за истекшие полгода число работающих сократилось ещё на 1,3 млн. При необъятности наших просторов это чревато запустением целых территорий, освоенных трудом предшествующих поколений. Восполнение же дефицита коренных россиян за счёт любвеобильных соседей чревато иными опасностями: размыванием национальной самобытности и культуры, усыханием традиционно православных начал. Уже сегодня в школах ряда городов русоволосые мальчики и девочки оказываются в меньшинстве.
Демографический кризис чреват и социальными конфликтами: ведь «гости» не горят желанием возвращаться в свои кишлаки и аулы или адаптироваться к нашей городской культуре. Рано или поздно они получают вид на жительство, привозят своих жён, рожают детей и тем самым увеличивают нагрузку на и без того скудное социальное обеспечение россиян. Европейский опыт импорта рабочих рук без образовательного, языкового и профессионального ценза, казавшийся поначалу таким прибыльным, всё чаще даёт примеры разрушительных последствий - вспомним хотя бы недавние события в Париже.
Без поцелуев
Государство с большим опозданием, но вроде бы спохватилось. Растут пособия на детей, есть надежда, что заработает «материнский капитал». Но пока всё это больше похоже на подаяние. Собственный семейный очаг, где хотелось бы нянчить детей (если он не достался в наследство от родителей), остаётся недоступным для большинства россиян. Число замков, дворцов, усадеб по 1000-2000 кв. метров вокруг Москвы и ряда крупных городов растёт, а строительство доступного жилья стагнирует. Да и само выражение «доступное жильё» при нынешних ценах для большинства звучит как насмешка. Куда гнаться за новой квартиркой, если старую не могут отремонтировать 30% семей.
Россия вышла из категории стран, о которых можно сказать: чем глубже нищета, тем больше детишек в лачуге. Сколько бы нам ни внушали, что мы наполовину азиаты и что нам нужен особый путь, россияне примеряют свой образ жизни и «репродуктивное поведение» к европейским стандартам. А там чётко прослеживается прямая зависимость между благосостоянием семьи, качеством жилья и количеством детей.
Можно сколько угодно упрекать молодых россиян в эгоизме, но при нынешних заработках люди понимают, что рождение второго ребёнка обрекает семью на бедность, а рождение третьего - на нищету. И никакие призывы «целуйтесь и размножайтесь» тут не помогут. В Европе люди начинают рожать, когда на человека приходится 40-50 метров жилья. В малоземельной и перенаселённой Японии жилая площадь на человека в 1,5 раза больше, чем в России. А мы с нашими немереными просторами всё «жуём сопли» по поводу выделения земель под жилищную застройку.
В стране стабилизация. Власть и обслуживающая её элита всё больше входят во вкус красивой жизни. Приёмы, банкеты, вечеринки сменяют друг друга. Мелькают шикарные наряды, льётся французское шампанское, сочно звучат элитарные поцелуи. «Секс в большом городе» крепчает. Ну а что же «простолюдинам»? Остаётся просить: подайте Христа ради на поцелуй...
Вячеслав Костиков |
Смотрите также:
- Вячеслав Костиков: А вас тревожат блохи? →
- Вячеслав Костиков: Новые варвары →
- Вячеслав Костиков: Лукавые дни →