Режиссер Борис Хлебников: «В России сельского хозяйства просто нет!»

Новая картина Бориса Хлебникова «Долгая счаст­ливая жизнь» в этом году с успехом была показана в основном конкурсе престижнейшего Берлинского фестиваля, получила массу положительных отзывов критики, но до широкого российского зрителя, увы, пока так и не добралась.

   
   

А между тем картина о насущном - о жизни миллионов россиян, о российских реалиях, обо всех нас. О столкновении обычного фермера (который хочет собрать урожай картошки и построить птичник) с властью, извечной русской ленью и предательством.

Партизаны бизнеса

Сергей Грачёв, «АиФ»: Борис, прежде чем приступить к написанию сценария, вы объехали множество регионов, встречались с фермерами, подробно изучали вопрос изнутри. Зачем?

                                                               
Досье
Борис Хлебников родился в 1972 г. в Москве. Закончил киноведческий факультет ВГИКа.­  Режиссёр фильмов «Коктебель», «Свободное плавание», «Сума­с­шедшая помощь», «Короткое замыкание», «Пока ночь не разлучит» и др.

Борис Хлебников: Это необходимо, чтобы возникло ощущение правды. Когда пишешь сценарий, опираясь на полученный опыт, ты чётко понимаешь: такое возможно, а вот так не бывает. В итоге в Мурманской области, где мы снимали кино, произошла ситуация, схожая с той, что придумали мы. Там была свиноферма, и как только хозяйство начало процветать, фермера стали душить взятками, а потом и вовсе отнимать технику - якобы за долги. И когда к нему в очередной раз приехали за поборами, мужик заминировал всю свою технику, взорвал её на глазах у приехавших, спустил собак, а сам стоял с ружьём. И если бы те не ушли, всё могло бы закончиться плохо. Это примета времени - когда нормальный человек, доведённый до отчаяния, может стать преступником.

После этих поездок выяснилось: мои весьма размытые представления о положении нашего сельского хозяйства оказались очень далеки от действительности. Никакого сельского хозяйства в его глобальном понимании у нас просто нет! Все эти истории с возрождением маленьких фермерских хозяйств - полная ахинея, профанация! Нам рассказывают, что всё в этой сфере прекрасно, но это враньё полное! В деревнях сложилась невозвратная ситуация. Маленькие хозяйства оказались абсолютно невыживаемы в условиях нашего законодательства. Работать невозможно вообще! Для меня это был шок.

С.Г. «АиФ»: Но ведь есть люди, которые пытаются что-то делать!

Б.Х.: Да, я встречался с более чем двадцатью такими «пытающимися». Общался с ними и не мог понять одного: почему все они производили на меня впечатление романтически настроенных героев? Ну так не бывает! После я разобрался: эти люди - идеалисты, мало что понимающие в бизнесе, живущие иллюзиями. Кого-то из них хватает на год, кого-то на два, кто-то готов много лет работать практически в убыток ради идеи. Настоящие бизнесмены - шустрые, с хваткой, умеющие считать деньги - в сельское хозяйство не пойдут.

   
   

А вообще, по большому счёту, вся страна сегодня на самых разных уровнях занимается собирательством: ягоды, рыба, зверь, металлолом, а на самом высшем уровне - лес, газ, нефть. Страна, в которой собирательство преобладает над производством, - это страна первобытного сознания.

С.Г. «АиФ»: Более 80% продуктов мы покупаем за рубежом. Даже картош­ка чаще всего привозная и стоит дороже бананов. Почему на этом так мало заостряют внимание?

Б.Х.: За этим импортом стоит огромный бизнес, которому вообще невыгодно сельское хозяйство в России. Я разговаривал как-то с фермером, который выращивает огурцы. Свой продукт он может отвезти только в элитный продуктовый магазин (в других у него товар просто не возьмут). В отличие от обработанных всевозможной химией голландских огурцов его огурцы - экологически чистые и храниться могут очень недолго. Так зачем магазинам приобретать у него такой товар?! Государству плевать на фермеров - барахтайтесь как можете. На Западе всё устроено совершенно иначе. В Европе, например, есть огромные корпорации, есть государст­во и есть Союз фермеров. Каждый год фермеры встречаются с чиновниками и пишут бумагу, в которой указывают, какой объём их продукции, по какой цене и с какой периодичностью должна закупать та или иная корпорация. И это работает. Государство чётко понимает, что речь идёт не просто об огурцах или картошке, а о жизни людей.

Излишне говорить, что ничего подобного у нас и в помине нет. У нас с провинцией активно борются - выгодно, чтобы её вообще не было: тогда не надо будет тратиться на социальные выплаты, дотации регионам. Если человек мечтает состояться, он стремится уехать, причём желательно в Москву. Это же дичь какая-то! Нелепица! Такой централизации нет ни в одной цивилизованной стране! Все наши беды ровно оттого, что Москва и Питер стали центром всего. Вся остальная страна живёт практически в другом веке. Если на секунду задуматься, то это же одна из причин революции 1917 года. Невозможно бесконечно долго наблюдать, как жируют два буржуазных островка на огромной карте России. Рано или поздно это выльется в конфликт.

Источник фото: Илья Питалев, РИА Новости

Банный день

С.Г. «АиФ»: Я не верю, что власть не понимает реального положения дел. Но, с другой стороны, почему она смотрит на это сквозь пальцы, не предпринимая радикальных реформ для спасения того же села?!

Б.Х.: Тут ничего личного - просто бизнес. Нет никакого ковар­ства, заговора со стороны власти. Власть занимается тем, что выгодно. А выгодно сегодня качать и перепродавать. Мы проходим варварскую стадию - примерно как Америка во времена золотой лихорадки. Рано или поздно это заведёт нас всех в тупик, и придётся начать работать. Чтобы подняться на новую цивилизационную ступень, в стране должен заработать малый и средний бизнес. Должно стать выгодно заниматься производством. О том, как это сделать, как исправить ситуацию, чиновники пока думать не хотят.

В одном из сёл мы сидели как-то с одним пожилым экс-колхозником, а мимо шли бабушки и с ним здоровались. И мы тоже здоровались с ними, и он говорит: «Вот они улыбаются, такие добрые старушки, а всю жизнь прут что плохо лежит, всю жизнь!» Понятно, что не они виноваты в этом. Просто жизнь так устроена - платили зарплату 40 рублей, а всё остальное - что украдёшь.

С.Г. «АиФ»: В одном из интервью вы сказали, что если в Москве «Единую Россию» ругают на кухнях, то в провинции её открыто ненавидят на улице. Вообще-то принято думать, что всё наоборот…

Б.Х.: Можете не верить, но это так. Мы снимали в посёлке Умба Мурманской области с населением 7 тыс. человек. Так случилось, что на думских выборах там победили коммунисты. В итоге со всех пенсионеров сняли надбавку от «Единой России», и вместо 6 тыс. руб. они стали получать по 2,5 тыс. Естественно, народ возненавидел эту партию. Да что там пенсионеры… Если вы пытаетесь хоть что-то построить, попробовать свои силы в бизнесе - мимо офиса партии власти вам пройти никак не удастся. Все дороги ведут туда. Мне один мужик рассказал показательную историю. Он решил в своём городке открыть частную баню. Приходит подписать бумаги в мэрию, ему говорят: «Без проблем, подпишем, только давай один день в неделю будет только для мэрии, естественно, бесплатно». Он согласился.

Приходит к пожарным - ему повторяют предложение слово в слово. Но он опять соглашается - деваться некуда. Идёт к медикам… Ну, вы всё поняли. В итоге, подписав все бумаги, он понял, что зарабатывать деньги может только два раза в неделю!

С.Г. «АиФ»: Звучит как анекдот!

Б.Х.: Да, но это реальная история! И звучит она даже не как анекдот, а как что-то из Гоголя, Салтыкова-Щедрина… В общем, у нас всё по-прежнему.

Смотрите также: