Общее число нелегальных мигрантов в ФМС оценивают в 3,3 млн, половина - выходцы из азиатских республик. Но и журналистам, и читателям «АиФ» эти цифры кажутся заниженными. Пройдитесь по некоторым улицам Москвы - в лучшем случае вы насчитаете столько же «гостей столицы», сколько и москвичей. А местами коренное население и вовсе ощущает себя нацменьшинством...
О проблеме всё громче говорят политики и чиновники. «Сезонные рабочие, поработав, должны ехать к своим семьям», - сказал, как отрезал, врио мэра Москвы С. Собянин. «Мы не знаем, с чем они приезжают, а есть ведь различные инфекции и открытые формы туберкулёза... В этом вопросе нужна строгость, нужны визы въездные», - считает министр здравоохранения РФ В. Скворцова.
Госдума 2 недели назад приняла в 1-м чтении законопроект об ограничениях на въезд для мигрантов, нарушивших законы РФ. Двери закроют перед иностранцами, если их однажды уже приговаривали к депортации, если у них есть неснятая или непогашенная судимость. На вокзалах появятся «фильтрующие» миграционные посты. А вот ужиться с теми, кто въедет на законных основаниях, призваны помочь центры толерантности или, как называют их шутники, «дома терпимости». Минрегион предлагает открыть эти заведения, где будут проводить выставки и рассказывать о «правильном и неправильном» поведении, в 11 городах, потратив на это нехилые 1,5 млрд рублей из бюджета... Но снимет ли это растущее социальное напряжение в отношении приезжих? Не пора ли государству принять действительно крутые меры? Об этом «АиФ» спросил экспертов.
Сергей Гончаров, зампред комиссии Мосгордумы по безопасности, бывший замкомандира группы «Альфа»:
Сейчас иностранцы пересекают границу по миграционной карте, которую можно подделать за 5 минут. А если кого-то и депортируем (за бюджетные деньги!), то этот человек приезжает домой и за пару дней делает паспорт на другое имя со своей фотографией. И возвращается в Россию... Бизнес зарабатывает на нелегалах бешеные деньги. Нанять 10 таджиков с лопатами дешевле, чем взять 1 экскаватор! В итоге мы имеем неуправляемый людской поток, а экономика возвращается в каменный век. Люди кочуют со стройки на стройку, начинают тут «окукливаться» - жениться, плодиться. При этом деньги посылают в свою страну, потому что у них там уже по восемь детей.
А надо так: ребята, вы поработали, деньги получили? Всё - езжайте обратно! А не устраивайте здесь свои районы: таджикские, узбекские, киргизские… Пройдите по Москве, сколько тут уже всяких кафе - «У Аляма», «У Саляма»... Халяль на халяле! Если ничего не делать, то мы получим ту же проблему, которая доконала Европу: огромные массы приезжих, не желающих жить по нашим законам. Поэтому для начала давайте определимся: сколько вообще нам нужно мигрантов, какую работу они будут выполнять и как долго будут находиться на нашей территории. В отношении республик Средней Азии - только визовый режим, миграционными картами тут не обойтись.
Игорь Кузнецов, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН:
Проблемы миграции. Распадется ли Москва на национальные анклавы? >>
Что касается визового режима, то лично я - за. Любое управление начинается с учёта и контроля, а у нас даже президент не знает, сколько в стране мигрантов! Нужна единая база данных, и введение виз может это обеспечить. А вторая мера - строгая, вплоть до уголовной, ответственность за незаконное использование трудовых кадров.
Ответственность за содержание мигрантов, за их поведение должен нести работодатель. Ты его привёз - ты его потом за свой счёт и увези! Есть, в конце концов, богатый советский опыт - организованный набор рабочей силы на местах. Почему бы нам не открыть такие целевые центры в Таджикистане или Киргизии? А просто так никого в страну на работу не пускать.
...это ждёт Россию?
Пример: 46-летний турок Камаль и его 42-летняя жена Шадия, принявшие участие в опросе, имеют 10 несовершеннолетних детей. Живут на пособия от государства. Камаль никогда не работал и даже не окончил среднюю школу. При этом совокупный доход семьи составляет 3000 евро плюс бесплатное жильё, медобслуживание и пользование транспортом. В то же время живущий по соседству с Камалем немец Дитер работает в день по 8 часов в почтовой компании и зарабатывает в месяц не более 800 евро. После вычета всех текущих расходов и оплаты квартиры у него остаётся около 400 евро... Интересно, надолго ли хватит у этого бюргера толерантности?