Андрей Дементьев: Все на защиту культуры!

Андрей Дементьев. Фото: www.russianlook.com

В апреле 1918 г. правительство молодой Республики Советов провозгласило: «Все на защиту искусства!» Сегодня этот лозунг снова стал актуальным, уверен поэт Андрей Дементьев.

   
   

«Держим планку!»

                                                               
Досье
Андрей Дементьев, поэт. Родился в 1928 г. в г. Твери. Окончил Литературный институт им. Горького. Издано более 50 книг его стихов. Лауреат Госпремии СССР, член Общественной палаты РФ с 2008 г. Женат. Трое детей.

А.Д.: - Я бы даже шире сформулировал: все на защиту культуры! На защиту в прямом смысле этого слова. Посмотрите, сколько из бюджета выделяется денег на неё. Это позор для России!

А культуры не будет - останутся одни бизнесмены, толстосумы, олигархи. Ради бога, пусть класс состоятельных людей существует. Но чем Россия-то всегда славилась? Не бизнесом! Более того, богатые люди ещё в царской России - Мамонтов, Морозов, Рябушинский, Третьяков - отдавали много средств на развитие культуры. Купцы, для которых, казалось бы, расчёт и прибыль важнее всего, прекрасно понимали, как она важна, наша культура. А мы сейчас делаем всё, чтобы её не существовало. Хотя и ныне кто-то ратует за неё. Двое выходцев из Казани - мусульмане по вероисповеданию - пожертвовали на ремонт православного храма, который был построен на средства народного артиста РСФСР Валерия Золотухина, 300 тыс. руб. «Мы уважаем вашу веру…» - сказали они. К сожалению, таких примеров мудрости и милосердия не так уж много.

«АиФ»: - Почему купцы, вышедшие из народа, тогда важность культуры понимали? А нынешние обладатели престижных дипломов не понимают?

А.Д.: - Сейчас, к сожалению, наступило время необразованных людей. Если бы я в свои 18 лет встретился сейчас с некоторыми молодыми людьми этого возраста, дал бы им десять очков вперёд. Я в этом возрасте перечитал почти всю классическую литературу - российскую, английскую, французскую. И эта литература воспитывала меня в уважении к труду, к старшим, к своей истории… Вот этого сейчас не хватает нашей молодёжи. По телевизору смотреть нечего, за редким исключением на канале «Культура». А на основных каналах столько пошлости, цинизма, столько, простите меня, насилия! Я об этом говорю, говорю, а ничего не происходит. Словно в пустое пространство слова кидаю. Не только я, нас много таких, кто борется за культуру. Нам говорят: «Вы совки, ваше время ушло!» Наше время ушло, правда. Это мы задержались - потому что Россия без нас пропадёт. Мы поднимаем уровень, ту планку духовности, внутренней красоты, образования, которые так необходимы сейчас. Я преклоняюсь перед женщинами, которые дер­жат на своих плечах российскую культуру. Ведь музейные работники - женщины, библиотекари - женщины, учителя в большин­стве своём - женщины. Это они не дают нам упасть ещё ниже. И работают при этом за гроши.

Но самое-то главное - что у нас не всегда понимают это там, наверху. И потому я очень рад, что Владимир Владимирович Путин задумался насчёт единого учебника по истории. Мы должны знать своё прошлое! А оно у нас искажается постоянно. Сто учебников - сто точек зрения. И неслучайно появляются в российских городах неофашисты, неслучайно другие танцуют около Вечного огня и жарят на нём шашлыки, а третьи кривляются, забравшись на танк, в котором погибли люди. Это всё последствия нынешней общей политики.

Мне странно слышать бездумные заявления некоторых моих коллег: мол, не надо детям изучать иностранные языки, чтобы они потом не уехали за границу. Какая глупость! Вы не языки запрещайте, а создайте в стране такие условия, чтобы им не захотелось уезжать. Два миллиона за последние годы уже из России уехали, среди них очень много людей интеллектуального труда. Уехали не только потому, что производство рушится, негде работать, а ещё и потому, что перспектив нет. Недавно одну из международных престижных премий получил учёный - выходец из России. Повод для гордости? Да! Но и для огорчения тоже - почему оказался лауреат гражданином другой страны? Мы же сами себя обкрадываем! Почему?

   
   
Источник фото: russianlook.com

«Общество туземцев»

«АиФ»: - В какой момент выросло поколение, которое перестало любить свою Родину?

А.Д.: - Такого прямого рубежа - сегодня было так, а завтра по-другому - не найти. Вспомните конец 80-х, когда перестройка началась. В Верховном Совете заседали депутаты - цвет нации: писатели, политики, учёные. Их авторитет был непререкаем. А сейчас? Я понимаю, что меняется время, приходят новые люди. Но надо, чтобы приходили-то умные, духовно богатые. А не те, которым важно сделать карьеру и заработать побольше денег.

Произошло глубинное изменение общества. Во главу встали деньги - доллар, рубль. Если раньше мальчишки на вопрос «Кем ты хочешь быть?» отвечали: «Космонавтом», то нынешние школьники отвечают: «А я хочу быть бизнесменом, богатым». Воспитали так!

«АиФ»: - Недавно у нас провели один забавный конкурс - какой символ точнее всего выразит сущность России. Победил образ Ваньки-Встаньки: мол, нас не завалишь! Как по-вашему, мы пока ещё Ванька-Встанька или центр тяжести у страны сместился и неваляшка всё-таки завалится?

А.Д.: - Конечно, Ванька-Встанька! Я верю, что мы всё равно встанем. Тот период, который мы сейчас проходим, - он временный. Многие молодые люди, которые сегодня уезжают учиться за границу, или их дети, которые сюда вернутся, - они уже будут другими. Потому что образование - это тот важный стимул, который поднимает человека над повседневностью, пошлостью, цинизмом. Образование сейчас надо тоже спасать! И воспитание, конечно... Я в юности боялся обидеть знакомую девушку каким-нибудь скабрезным словом или не­скромным вопросом. А сейчас и в жизни, и на экране чего только нет! Мне, человеку, прожившему долгую жизнь, стыдно всё это видеть. Есть вещи, о которых нельзя вслух говорить или прилюдно делать. В приличном обществе раньше нельзя было громко сморкаться, к примеру. А теперь на люди, более того - на экран, выносится всё, потому что это деньги. Кому-то надо выгодно продать, извините меня, презервативы, или прокладки, или средство от запора. Всё это считается нормой. Мы перестали быть приличным обществом. А стали каким-то туземным племенем, когда можно всё - выйти на люди голяком, использовать в книге матерщину… Мы потеряли ориентиры нравственности… Как писал поэт Андрей Вознесенский, «нам, как аппендицит, поудаляли стыд…».  Я был потрясён, когда ушёл из жизни великий артист Валерий Золотухин и люди шли и шли проститься с любимым актёром, а за стеной в соседнем здании Новой Таганки коллеги даже не почтили минутой молчания память своего товарища и именно в тот вечер играли комедию. Чего после этого ждать, если люди, считающие себя интеллигентами, поступают как дикари.

«АиФ»: - И как найти эти ориентиры?

А.Д.: - Только через школу, через литературу, через семью. И в этом смысле государство должно создать условия, при которых школа и авторитет учителя, настоящего учителя - умного, тонкого, образованного, интеллигентного - будут подняты на прежнюю высоту. Сейчас педагога в классе могут обругать, послать, могут даже ударить. Да и программа теперь не позволяет учителю талантливо, взахлёб говорить о Лермонтове, например, потому что тогда не хватит часов на Тютчева или Некрасова. Вы понимаете, что происходит? Идёт какое-то умышленное оболванивание нашей молодёжи. Наверное, это выгодно власти, потому что, когда человек оболванен, им легче руководить. Когда Шиллер написал драму «Разбойники», она привела чуть ли не к революции, потому что он осмелился со сцены заговорить о свободе личности. Неслучайно же говорится: «В начале было Слово». Но оно потеряло сегодня свою силу. Что ж, если мы хотим создать общество туземцев дремучих, тогда давайте жить так, как мы сейчас живём. Но я считаю, что наше государ­ство, президент, правительство должны все силы отдать на то, чтобы спасти культуру, поднять её на тот уровень, который она заслужила. Потому что Россия всегда была страной высочайшей культуры, глубокой духовности, чем и поражала весь мир.