Михаил Горшков: Справедливость - это как?

Участники митинга оппозиции «За честные выборы» на Болотной площади в Москве. Фото: РИА Новости

Михаил Горшков, директор Института социологии РАН, академик    
   

- Им не хватает порядка и прозрачности в общественной морали. По данным наших последних исследований, в России поменялась иерархия причин социального возмущения: материальные аспекты гнева и раздражения стали перевешиваться нравственными. Справедливости захотели не только самые бедные и средний класс, но и больше половины живущих благополучно. Эти люди начинают мыслить как граждане: не хотят никуда эмигрировать и думают о своей стране. Да, тому, кто уже пустил корни в Лондоне или собрался уезжать туда зав­тра, это безразлично. Но таких мало. Остальные же не собираются «отплывать от родного берега».

Огромная масса материально успешных людей желают жить, делать бизнес в России и хотят, чтобы их страну воспринимали в мире достойно. Это перелом настроений. «Несправедливого» общества Россия в массе своей не приемлет. Вопрос лишь - как именно понимать справедливость. Теперь - это уже не «отнять и поделить», а равенство возможностей, жизненных шансов. И люди успешные рассуждают сегодня так: «Хорошо, я стою на ногах. Но у меня дети, внуки. Найдётся ли им место в несправедливом обществе? Где гарантия, что зав­тра они не окажутся там же, где и мои малоимущие соседи? Сегодня я откупаюсь от проблем. Но я же не вечен…»

Общество повзрослело. Люди стали взвешеннее в оценках, они не против нововведений, но при условии: опорой общества должны оставаться традиционные ценности, в которых сила России. Мы хотим и демократии, и порядка. И рынка, и планирования. Не столкновения, а разумного синтеза. Молодёжь, глядя на митинги на Болотной, поняла, кто перед ней.

По опросам, либеральную идею в начале 90-х разделяло 40% россиян. Сегодня таких лишь 7-8%. Почему же либералы растеряли социальную базу? А потому, что в истории России часто случается: между идеей и её реализацией - дистанция огромного масштаба. У нас удивительная способность губить очень правильные по сути своей концепции.

 

Смотрите также: