Не книгой единой: в школы Москвы поступили электронные учебники

Фото Людмилы Алексеевой

В шестидесяти московских школах стартовал эксперимент по внедрению новых образовательных программ: ученикам раздали электронные учебники. Испытывать их будут в течение одной четверти: создатели собирают мнения школьников, педагогов и врачей. Если подход сработает, система образования школьников может в корне поменяться – добывать информацию будет сам ученик, а педагог  – превратится в менеджера.  

   
   

Бумажные книги остаются, но по некоторым предметам в помощь учёбе раздали специальные диски. Электронный учебник – не гаджет, не предмет. Это – программное обеспечение.

 

Фото Людмилы Алексеевой
 
«Вышли с каникул, раздали нам диски, сказали ознакомиться, – говорит девятиклассница Дарья. – На самом деле мне интересно стало, я забралась далеко вперёд, несколько тем почти прошла. В целом, всё как в обычном учебнике, но можно, например, смотреть видео, тесты решать в интерактивном режиме. Мама не против, что я сижу за компьютером – она же видит, что я по учёбе».

В семье школьницы компьютеров три, почти у каждого члена семьи – свой. Но ученики сразу нашли недостаток программного обеспечения: на планшеты его не поставить, а нести в школу ноутбук неудобно. В принципе, это и не требуется – педагог с помощью проектора выводит учебник на доску. Теперь вместо мела и тряпки – интерактивные задания, чтобы выбрать ответ достаточно щелчка пальцем. Впрочем, от мела избавляться пока рано, говорят учителя.

 

Фото Людмилы Алексеевой

 «Я всё равно пишу, потому что это развивает мелкую моторику, да и дети, когда видят процесс – лучше запоминают, – считает учитель химии Марина Жидкова. – Нам сказали, опробовать, все замечания записать. У меня уже появилось: шрифт мелковат, детям с дальних парт может быть не видно. Не бумагу же экономят, почему бы не сделать покрупней!».

Главным плюсом учителя называют мультимедийность: в учебнике есть видеоуроки, например, как проводить опыты. Много тестовых заданий, что девятиклассникам пригодится на экзамене госаттестации. Можно набить руку.

   
   

«Мне кажется, раз учебник теперь стал программой, можно было бы придумать задания поинтереснее: в форме игр, головоломок. Вот в соцсетях есть игры, вроде воображаемой школы или университета: тебе задают вопросы, ты отвечаешь, набираешь очки. Увлекает», – комментирует новое пособие девятиклассница. 

Фото Людмилы Алексеевой

На столах лежат и традиционные учебники по химии, они открыты на странице таблиц – многим пока так удобнее: полистать, найти, записать. Дети, у которых нет доступа к компьютеру, могут прийти заниматься в школьный класс. Но учителя говорят, таких – очень мало. Большинство школьников знакомо с компьютером почти с рождения.

Во втором классе у детей – лабораторная работа. Изучают однородность гранита, за каждым столом – ноутбук. В первом классе компьютер на уроке использовали 7 минут в день, теперь разрешают уже пятнадцать. Чтобы не навредить здоровью. «Мама меня старается ограничивать, разрешает дома сидеть не больше получаса, но потом она уходит из комнаты, и я играю, сколько хочу», – шёпотом поясняет школьник.

Фото Людмилы Алексеевой

«Электронный учебник, и в целом, компьютеризация, заметно меняет структуру урока, – говорит директор школы № 2054 Ирина Бородина. – Теперь учитель меньше говорит, а больше направляет: например, на самостоятельный поиск информации – в программе. Не надо ничего пересказывать. Педагог становится менеджером – не зря у нас многие получают второе высшее как раз по этой специальности. Требования времени. Кстати, «продвинутые» методики помогают привлечь в школу молодых учителей – им это всё очень интересно».

Фото Людмилы Алексеевой

На сегодня в школу поступили электронные учебники по химии, изобразительному искусству и алгебре. Сами ученики говорят, что больше всего хотят такое пособие по истории: с фрагментами документальных фильмов, интерактивными картами. У школьников пожеланий пока больше всего – они уже давно придумали, как хотят учиться.

Смотрите также: