Два капитана
Пока президент выступал перед сибирскими губернаторами в холле культурного центра Академгородка, мне на глаза попались два красавца в военно-морской форме с трёхзвёздными погонами капитанов первого ранга. Блондин и Брюнет. Возле них крутилась пёстрая стайка симпатичных научных сотрудниц из Сибирского отделения Академии наук.
Что делают моряки в паре тысяч километров от ближайшего моря? Возникло у меня одно подозрение, и я решил проверить его у сотрудника кремлёвской администрации. Диалог получился, как в кино про шпионов:
- А эти два «морских полковника» - они случайно не с «ядерным чемоданчиком»?
- Да.
- А разговаривать с ними можно?
- Можно.
- А фотографировать?
- Можно, только чтобы баб рядом не было.
Окрылённый, я подкатил к товарищам офицерам. Разговор капитаны начали сами:
- «Аргументы и факты» знаем, хорошая газета. К нам приходит «АиФ», - сказал Брюнет, не уточнив, куда это «к нам».
- Сколько вообще таких чемоданчиков на свете?
- Американцы и мы - больше никто в мире с ними не ходит. За президентом Франции носят документы, премьер-министр Великобритании тоже без аппаратуры путешествует…
- А вы американских коллег знаете? Помнится, за Клинтоном «ядерный чемоданчик» носил тоже офицер ВМС.
- Это лысый, что ли?
- Не знаю, он в фуражке был.
- Не моряк он, - как бы даже с некоторым сожалением сказал Брюнет. - Просто форма белая, тропическая. Конечно, мы их всех в лицо давно знаем. Как и они нас…
...Когда Блондин встал, чтобы поправить китель, на брючном ремне справа мелькнула открытая пистолетная кобура.
- Это макаров?
- Нет, это ПСМ (пистолет самозарядный малогабаритный. - Ред.).
Секрет без секрета
Это, собственно, и всё: описал я эту историю и забыл. А она меня - нет. Через пару недель на встрече с главными редакторами центральных газет президент сказал моему шефу, ныне покойному Владиславу Старкову:
- В вашей газете был опубликован материал «Тайна двух капитанов», а мои люди утверждают, что никакого интервью не было!
Шеф сказал, что разберётся, - и разобрался. Спросил, так ли всё было, как описано в материале.
- Зуб даю, - честно ответил я. Для Старкова вопрос был закрыт. Но... Больше меня к кремлёвскому пулу на пушечный выстрел не подпускали.
Заветный чемоданчик, кстати, имел радикально чёрный цвет, по длине и высоте несколько превосходил обыкновенный «атташе-кейс», в толщину же был чуть меньше. Плюс к нему - две совершенно одинаковые сумки с плечевыми ремнями серой кожи. Внутри просматриваются какие-то кнопки и тумблеры, сверху - обыкновенная телефонная трубка из светлого пластика. Конечно, никакой «красной кнопки» для запуска баллистических ракет в чёрном чемоданчике не было. Система конференц-связи «Чегет», у которой 12 лет назад несли дежурство капитаны, должна была в любых условиях обеспечить связь между президентом, министром обороны и начальником Генштаба. Только эти три лица в случае необходимости могут совместными усилиями разблокировать коды доступа и отдать приказ о применении ядерного оружия.
Самая большая военная тайна заключалась в том, почему чемоданов было столько же, сколько капитанов, то есть два. Да потому, что старая советская техника (систему «Чегет» разрабатывали ещё для Брежнева) постоянно сбоила и за президентом приходилось носить основной и резервный комплекты. Как удачно сложилось, что в те годы никто на Россию не напал! В наши дни аналогичную функцию выполняет куда более надёжная система. Но какая - это настоящий, а не придуманный от безысходности секрет.
Смотрите также:
- Почему ваши соседи имеют привычку по ночам хлопать дверьми? →
- Хрупкая красота. Как правильно сделать гербарий →
- Виктор Коклюшкин. Нам бы только, если бы!.. →