Заснеженная дача, пылающий камин, мурлычущий кот – короткая передышка в двухлетнем путешествии вокруг земного шара. Елена и Андрей Невзоровы решились обогнуть планету Земля на своей маленькой яхте – не торопливо, за несколько лет. Сейчас их плавающий дом ждет их у побережья Таити – путешественники сделали небольшую паузу и прилетели домой, в Москву – повидаться с родными.
Семья в ужасе, но смирились
«На самом деле, все эти долгие разлуки заметно улучшают отношения с родственниками, - шутит Елена. – Успеваем соскучиться друг по другу. Сын вчера заявил: ой, а что, вы уже уезжаете? Я к вам уже привыкнуть успел!»
Дети Елены и Андрея успели побывать членами экипажа – в другом путешествии, вокруг Европы. Тогда они еще были школьниками, имели в распоряжении долгие летние каникулы. Сейчас, студентами, уже не плавают, связь с родителями поддерживают «с суши».
«Семья в ужасе, - говорит капитан экипажа Андрей, - но уже смирились. Маму мы научили пользоваться погодными сервисами, и теперь она звонит: ребята, у Вас там усиление ветра до 25 узлов, не забудьте взять рифы. С такой интонацией, как будто это «не промочи ноги и возьми зонт».
Кругосветное путешествие стартовало в прошлом году – прямо от Кремля: у яхты «Дельта» удобный размер – этот тот максимум, который позволяет плавать по небольшим рекам но это минимум, который подходит для выхода в большой океан. Многие яхтсмены выбирают что-то одно, Андрей и Елена пытаются стать универсальными путешественниками. Они уже обогнули Европу, спустились к Африке, пересекли Атлантику, а потом и Тихий океан. Дошли до Таити. В этом году стартует движение в сторону России – Андрей и Елена будут возвращаться в Москву через города Поволжья – говорят, для них этот участок пути принципиально важный. Хочется показать, что путешествовать на яхте можно и по российским рекам.
«Многие ведь даже не знали, что можно пройти по нашим рекам на другую сторону материка. Да, у нас суровый климат, долгие зимы, но почему бы не использовать хотя бы те месяцы, что есть? – размышляет Елена.
Городки на воде
В России путешествия на яхтах набирают популярность, но пока - совсем не массовые, поэтому и инфраструктуры для подобных походов практически нет. К примеру, вдоль рек в России нет ни одной заправки для таких судов: нужно зайти в порт, нанять машину и ехать в город за топливом.
В Европе все иначе: там легко заправляются на плаву, а в портовых гаванях можно найти все: от бань и прачечных до магазинов со снаряжением. Образуются «городки на воде» - люди останавливаются не в гостиницах, а на собственной яхте. Именно поэтому к яхтсменам очень лояльны на границах – ясно, что люди «со своим домом», вряд ли будут скитаться и дебоширить.
«Нас часто спрашивают: как вы решаете вопросы с визами, это же так сложно, - рассказывают яхтсмены. – В России мы оформили шенген, в большинстве других стран, даже с жестким визовым режимом, все оформляют по прибытию – главное, разбираться с их законодательством, заранее узнавать, что тебя ждет. На Карибах, например, идешь, как в компьютерный клуб, заполняешь анкету и все, виза получена. А вот знакомых на островах возле Австралии оштрафовали на пару тысяч долларов за несогласованное нарушение границ».
Курьезы происходили и с участниками кругосветки: однажды сын Андрея и Елены ушел выбрасывать мусор, а вернулся под конвоем – оказалось, зона была охраняемая, в мусорном пакете заподозрили бомбу. Московские путешественники разбирают сотни фотографий и видео, оформляют собственный блог. Говорят, на корабле делать это сложнее – спутниковый интернет очень дорогой, а электричество для ноутбуков поставляют солнечные батареи и ветрогенераторы.
«Бывают дни, когда запасов энергии мало, либо Лена подзарядит свой ноутбук, либо я поработаю с фотокамерой. Приходится делиться и уступать, - говорит Андрей. - В этом смысле, повезло, что мы в браке: за четверть века научились терпеть друг друга».
Плавание по всему свету стоит недорого: путешественников пугали, что самые высокие цены – на Таити, опытные яхтсмены советовали закупиться консервами заранее, в других городах и странах. А оказалось, что цены – вполне московские. На других участках суши жизнь еще проще и дешевле.
«На самом деле, жизнь в теплых странах стоит копейки, там же вечное лето, мешок манго можно купить за пару долларов, а можно отойти от берега и собрать их с деревьев – бесплатно, - рассуждает Елена. – Жаль только, что яблоки там дорогие, а огурцы не вкусные – там их растят, пока растут, получаются огромные и пресные, поэтому их никто не любит особо».
Подумать о вечном
За все время путешествий в океане яхтсмены встретили только два корабля. Зато живность появляется регулярно – как-то «в гости» на судно забрался морской котик. Собственные коты и собаки тоже часто составляли компанию.
Андрей и Ирина уверены: такие путешествия – развлечение для второй половины жизни. Общение с туристами и другими спортсменами на берегу – и абсолютное одиночество в море. «Ты же все время спешишь, работа, деньги, успех. Хочется драйва, адреналина, а потом понимаешь: а подумать когда? А о вечном? Тут как раз на помощь приходят путешествия. Я вот книжку начал писать, Лена – картины, хотя раньше никогда не рисовала», - поясняет Андрей.
Крохотная – как в хрущевке – кухня, компактная спальня. Иногда погода позволяет ночевать прямо на палубе, под открытым небом. Еду добывают сами – достаточно привязать к яхте крючок и блестки – и за лодкой уже тянутся огромные рыбины. Ради них даже завели безмен: чтобы зафиксировать успехи в рыбной ловле, похвалиться, кто попался на крючок. А вечерами – смотреть на звезды.
«Хотя один из мифов об океане – что там хорошо видно звездное небо, - поясняет Елена. – На самом деле, над водой почти всегда легкий туман и конденсат. Но кое-что разглядеть можно. Это интересно – в другом полушарии ведь совсем другие созвездия. Мы ведь непрофессиональные моряки, плаваем по навигационным системам, все компасы, карты и звезды, как раньше, для нас штука сложная – помощь техники сильно расслабляет. Но мы начали учиться – на всякий случай».
Навигационных систем используют две - русский ГЛОНАСС и американский GPS, так надежнее. Были случаи, когда последнюю отключали: во время конфликтов в Югославии и Грузии. Для неопытных моряков это может быть опасно – с двумя системами гораздо спокойнее. Да и точность очень высокая – с закрытыми глазами можно подойти практически к самому берегу.
Андрей и Елена охотно переписываются с начинающими путешественниками, дают советы. Любимое дело – развенчивать мифы. Например, о «райском крае» - Галапагосских островах. Сейчас они стали модным местом, куда принято стремится на отдых, но на самом деле это очень холодный суровый край. Искупаться, например, мало кто решается. Хотя животных и птиц там действительно много.
Яхта вместо машины
Если поставить цель - совершить именно кругосветку – обогнуть земной шар можно меньше, чем за год. Но многие путешественники сознательно никуда не торопятся – чтобы успеть посмотреть мир. Пришвартоваться и отправиться изучать города, узнавать места, о которых не пишут в путеводителях.
«Нужно больше общаться не с гидами, а с местным населениям, именно они подскажут, где лучшие кафе, где самые красивые места, - комментирует Андрей. – Мы с Леной умудрились за какие-то сущие копейки приобрети настоящий черный жемчуг – просто поехали не в магазин, а на ферму, где его выращивают, люди подсказали».
На московской даче – настоящий ямайский ром, тоже куплен у местного населения. Путешественников везде любят – в отличие от туристов. С ними охотно делятся лучшим.
Андрей и Елена мечтают, чтобы русских парусов становилось больше – пока что соотечественников встречают редко. Сейчас цена полноценной яхты сопоставима со стоимостью нового автомобиля, но за границей бывают и вовсе «копеечные» предложения – например, лодка, практически идентичная «Дельте», другим путешественникам обошлась всего в тысячу долларов.
Андрей и Елена свою «Дельту» собирали практически сами: на Петербургском заводе задешево купили корпус, «кастрюльку», без техники и «начинки». Оснащали сами. Придумывали, как сделать посудину пригодной для жизни: отделывали пробкой, встроили мебель. Учились ходить по рекам с опытными яхтсменами – говорят, море нужно уважать, не плыть без подготовки, не плыть не в сезон. Тогда вероятность попасть в серьезный шторм минимальна – у любой непогоды есть свои месяцы, нужно просто изучать климат тех мест, куда собираетесь плыть.
В ближайшее время пара вылетает на Таити, чтобы продолжить свое путешествие к России – через десятки еще не знакомых стран. В Москве яхтсмены уже заскучали. Говорят, в их родном городе на удивление мало улыбаются. И много суетятся – что в море совсем не нужно.
«Недавно я ехала в машине, слушала радио, и там была тема шоу: о чем вы мечтаете. Почти каждый дозвонившийся говорил: о машине и квартире в Москве, — вспоминает Елена. -Только один человек
Подробности и дневники российской кругосветки читайте в следующих материалах АиФ.ru
Смотрите также:
- Их работа - светить! Новиковы знают, как изменить мир, который они не видят →
- Даже полиция здесь на позитиве. Россиянка — о жизни в Новой Зеландии →
- Фёдор Конюхов: «Я… уговаривал океан, чтобы выжить» →