Вячеслав Костиков: Самосмещенец божий

Папа Римский Бенедикт ХVI. Фото: www.globallookpress.com

Едва Папа Бенедикт XVI попрощался, как начался процесс выборов нового главы Ватикана. Кардиналы собрали генеральную конгрегацию, где должны быть названы имена кандидатов. Сикстинскую капеллу закрыли для посетителей - в ней по традиции будет проходить голосование. Среди фаворитов «папской гонки» архиепископ Милана Анджело Скола, архиепископ Вены Кристоф Шёнборн, которого считают очень прогрессивным, и «консерватор» из Аргентины Леонардо Сандри. Кардиналы, съехавшиеся со всего света, думают вернуться домой к католической Пасхе (31 марта).

   
   

Вячеслав Костиков, в 1995-1996 гг. - посол России в Ватикане:

- Проводы Папы Римского Бенедикта ХVI на покой оставили странное впечатление: то ли католический мир радовался его уходу, то ли скорбел. Официальная церемония отречения и прощания была обставлена с царской торжественностью. Кардиналы подходили к ручке, был выстроен почётный караул из швейцарских гвардейцев. На площади перед собором Святого Петра собрались десятки тысяч верующих. Когда Папа в последний раз появился в окне ватиканского балкона, на лицах были и улыбки умиления, и искренняя печаль, и слёзы. Каким бы ни был Папа Бенедикт XVI в оценках политиков, церковных иерархов, журналистов и собственного окружения, в глазах верующих католиков он был наместником святого Петра. А это самый высший титул, который может обрести человек на своём земном пути. Хорош или не очень, но Бенедикт XVI уже вписан в анналы мировой истории, ибо без истории папства и Ватикана мировая история была бы другой. Не будет преувеличением сказать, что история Европы в течение 13 веков ковалась на алтаре Ватикана.

Любой Папа Римский - сильный или слабый, харизматичный, как Иоанн Павел II, или не слишком приметный, как Бенедикт XVI, - всегда заложник ватиканской традиции. Реформаторские возможности, желания и коридор манёвра понтификов ограничены, с одной стороны, врождённым консерватизмом Церкви, а с другой - колоссальной ответственностью перед огромным и очень разнообразным католическим миром. Этот мир объединяет более 1 млрд верующих, рассеянных по всему миру. 300 млн - в Европе, 400 млн - в Америке, по 150 млн - в Азии и Африке. Сколь же изощрённой и выверенной должна быть политика Ватикана, чтобы поддерживать духовное единство такой империи? Стержнем этой политики на протяжении веков был консерватизм. Другой политики у этой империи просто быть не может. Поэтому все обвинения в адрес ушедшего на покой понтифика в том, что он боялся реформ, что он консерватор, надуманные и искусственные. А ожидания, что в Ватикане «наконец-то» воцарится Папа-реформатор, лишены оснований. Иоанн Павел II благодаря своей гиперактивности, артистизму и харизме лишь слыл реформатором. На самом деле он тормозил реформы, которые могли бы адаптировать католический мир к вызовам нового века. Бенедикту XVI досталось сложное наследство, с которым он не смог да и не хотел разбираться. «Кризисного управляющего» из него не получилось.

Сегодня модно говорить о кризисе католической церкви в Европе. Любят об этом поговорить и у нас, в России, часто как бы забывая, что мы принадлежим к общему христианскому миру. Нужно почаще думать о другом: о том, что и католическому, и православному миру вскоре придётся отстаивать общие ценности перед лицом исламской экспансии в Европе.

Оценивая целесообразность налаживания отношений с Ватиканом, И. Сталин как-то не без иронии спросил: а сколько у Ватикана танковых дивизий? Танков у Ватикана нет, но его политическое, нравственное и информационное влияние в мире огромно. Линию Ватикана проводят 2 тыс. монашеских орденов, армия священнослужителей насчитывает почти 2 млн «штыков». Крохотное государ­ство Ватикан, занимающее территорию всего в 40 гектаров (земельные владения Абрамовича намного больше), поддерживает дипломатические отношения более чем со 170 государствами. И это следует учитывать в нашей внешней политике.

   
   

«Кризис католицизма» в Европе, о котором так много говорят в последние годы (к большому удовольствию исламских проповедников), очень напоминает «кризис капитализма», о котором писал К. Маркс. Но… все знаменитые «могильщики капитализма» «ушли в мир иной», а капитализм жив, хотя иногда и покашливает. Католическую церковь тоже познабливает от ветров XXI века. Но никакой революционной ситуации в Ватикане ожидать не следует. Даже если вновь избранный наместник святого Петра и заявит себя прогрессистом и реформатором.