Два митинга в один день: за деньги или без?

Москва, 2 марта – АиФ-Москва. В субботу в Москве состоялись сразу два массовых мероприятия. Первым стал оппозиционный митинг в защиту социальных прав москвичей; о его подготовке организаторы, в частности лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов, сообщали еще пару месяцев назад. Другая акция – марш «В защиту детей» – наоборот, по заверению организаторов, являлась спонтанной: официальным поводом для ее проведения стала гибель в США трехлетнего усыновленного мальчика из России Максима Кузьмина, о смерти которого стало известно в двадцатых числах февраля.

   
   

«Социальный» митинг, по свидетельству и очевидцев, и обозревателей СМИ, оказался спокойным, и к тому же весьма немногочисленным: на него, по данным полиции, пришло всего около тысячи человек, а по различным независимым подсчетам – от 2,5 до 3 тысяч. Никаких проблемных или экстраординарных ситуаций на оппозиционном мероприятии не произошло.

Шествие в защиту детей отличилось куда большим размахом. Первоначально заявлялось о пяти тысячах участников; в итоге полиция насчитала около 12 тысяч, а организаторы и вовсе – свыше 20 тысяч человек. Значительную часть из них, по данным наблюдателей, составляла молодежь и женщины от 40 до 50 лет.

Именно с маршем в защиту детей оказалась связана и некая интрига, которую несколько часов пытались разгадать представители СМИ. Накануне мероприятия в Интернете ходило множество слухов о том, что за участие в «детинге» (так некоторые пользователи окрестили это шествие, по аналогии с «путингом» – предвыборным митингом в поддержку Владимира Путина, прошедшим 23 февраля прошлого года в Лужниках), – были обещаны деньги. И стало быть, часть участников пришли не защищать сирот по велению души, а просто чтобы заработать.

«Не хотят митинговать таджиками?»

За несколько дней до мероприятия, – отмечают обозреватели, – в социальных сетях и ЖЖ широко распространился пост, приписываемый скандально известной журналистке и блогерше Божене Рынской: «Ну, чего. На марш подлецов выросли ставки. Уже платят по 500-700 рублей, но требуют чисто славянские лица. Не хотят митинговать таджиками».

Вскоре об этом же сообщил и соратник Алексея Навального по «РосПилу» Павел Сенько: «Покупают славянские лица за 500-700 рублей. Вот так создается видимость «народной поддержки» закона подлецов», – написал оппозиционер.

В качестве доказательств этой информации авторы постов стали публиковать скриншоты объявлений, вывешенных в Интернете некими лицами, разыскивающими «адекватный народ на массовку»:

   
   

В итоге многие из корреспондентов, пришедших на «Марш в защиту детей», первым делом постарались выяснить, действительно ли в рядах участников акции есть люди, пришедшие за деньги.

«Эхо Москвы», в частности, сообщило, что найти таких людей до начала митинга их журналисту не удалось. Корреспонденты «Известий» поговорили на эту тему с одной из организаторов, правозащитницей Ириной Бергсет, и та заявила, что подобная информация является «чистой воды провокацией». «Два дня назад мне позвонил человек, который представился помощником депутата Гудкова и попросил, даже потребовал позволить ему выступить на митинге. Я объяснила ему, что митинг не политический! Он воспринял это не совсем позитивно и на прощание произнес что-то вроде: «Ну, тогда мы вам покажем». Буквально через два часа в сети стали появляться объявления о флеш-мобах по маршруту нашего шествия, за участие в которых платят 400 рублей», – рассказала Бергсет.

На вопрос о том, почему митинг в защиту детей был назначен именно на 2 марта, – день, который оппозиция давным-давно обозначила для своего мероприятия, – Бергсет ответила: «Я не знаю, кто был первым. Когда стало известно об убийстве Максима Кузьмина, у меня был душевный порыв организовать это шествие в память о 20 убитых за границей детках. В ближайшую субботу сделать это не получилось – это было 23 февраля. Поэтому мы перенесли на 2 марта».

Тем не менее, «масла в огонь» провокационных сведений подлил Союз ректоров Москвы. Его представители заявили, что собираются потребовать объяснений от руководства вузов, которые, по данным некоторых СМИ, отправили на шествие своих студентов в принудительном порядке. В ответ на эту информацию глава Российского профсоюза студентов Алексей Казак поспешил заверить, что все учащиеся явились на акцию по доброй воле.

«Запад, не учи нас жить»

В итоге участники мероприятия прошли маршем от метро «Кропоткинская» до Новопушкинского сквера, неся иконы, российские флаги и плакаты с лозунгами: «Дети – не мусор, а будущее нашей страны», «Детям – защита государства!», «Поддержим президента в заботе о наших детях!». Многие из женщин, по словам очевидцев, повязали на одежду ленты с надписью: «Кирилл, я с тобой!», имея в виду Кирилла Кузьмина, двухлетнего брата погибшего в Америке Максима.

Присутствовали на мероприятии и представители власти, которые в завершение митинга выступили перед собравшимися. В частности, думский единоросс Александр Карелин заявил: «О наших детях мы можем сами позаботиться. И не надо из-за рубежа нас учить, как нам относиться к нашим детям и как строить будущее нашей страны». А депутат от ЛДПР Владимир Овсянников отличился выпадом в адрес оппозиции: «Они сегодня проведут свой митинг-шествие, где в очередной раз попытаются унизить Россию, ее институты власти, ее институты материнства и детства».

Что касается представителей общественных организаций, то их мнение выразила представительница Международной организации инвалидов «Пилигрим» Галина Шмелева: «Вышел указ президента Владимира Владимировича Путина о защите детей-сирот, – сказала она. – Я верю, что этот проект будет реализован. Я верю своему президенту и верю, что Россия будет без сирот».

Завершилась акция выступлением Дианы Гурцкой. Артистка исполнила песню и призвала россиян изменить свое отношение к детям-сиротам, начав наконец проявлять к ним любовь.

Прописка, застройка, Развозжаев и Pussy Riot

В сравнении с мероприятием в защиту детей шествие «За права москвичей», или, как его назвали организаторы, «Социальный марш», выглядел куда скромнее. Он стал первой акцией новой оппозиционной коалиции, организованной координатором «Левого фронта» Сергеем Удальцовым и депутатом-справороссом Ильей Пономаревым. Удальцов пока пребывает под домашним арестом, так что из известных лиц на мероприятии присутствовал только Пономарев.

Отправившись со Страстного бульвара, участники марша прошли до проспекта Сахарова. В толпе, по словам очевидцев, раздавались призывы отпустить из СИЗО фигурантов «болотного дела», осужденных участниц Pussy Riot и подозреваемого в подготовке массовых беспорядков оппозиционера Леонида Развозжаева. За освобождение последнего на митинге собирались подписи.

Тем не менее, основными требованиями участников акции стало прекращение роста тарифов ЖКХ, сохранение московских парков, скверов и памятников архитектуры, и прекращение точечной застройки.