Помогает ли икона вылечиться от алкоголизма?

   
   

Почти ежедневно небольшой монастырь в г. Серпухове переполнен народом. В нем находится, как говорят, чудотворный образ Божьей Матери «Неупиваемая чаша». Еще с дореволюционных времен пошел обычай именно перед этой иконой молиться, просить помощи о выздоровлении от недуга пьянства. Алкоголики, наркоманы, их родные и близкие именно в этой иконе видят залог избавления от своей смертельной зависимости.

Люди ждут чуда, молятся о нем, надеются на вмешательство Небес в свою скорбную жизнь. Церковь, со своей стороны, совершает молебны и освящает воду и масло, которые раздаются нуждающимся. Все достаточно просто. Для многих за скобками остается два вопроса об эффективности такого «лечения» и других предлагаемых или рекомендуемых церковью возможностях исцеления от разного рода зависимостей.

Процент чудесно исцелившихся людей достаточно мал, но он не равен нулю и его нельзя свести только к случайному совпадению. Для христиан их Бог - живой и доступный, Он - Тот, Кто Сам, без посредников, слышит мольбы людей и Сам откликается на них. Но эта вера сопряжена с уверенностью, что чудо дает человеку нечто, над чем он сам должен работать, что он должен употребить на пользу себе и окружающим. Чудо - как операция для больного: она избавляет от причины болезни, но зачастую требует усиленной заботы о здоровье, чтобы не случилось чего хуже.

Так и с алкоголизмом. Вполне возможно, что Бог вырвет корень этого недуга, избавив человека от потребности в спиртном, но химическая зависимость - это страшное, по определению ВОЗ, неизлечимое до конца заболевание. Оно поражает все сферы человеческой жизни: и телесную, и психическую, и духовную, и в немалой степени сферу общения и взаимодействия с окружающими людьми. Бог не может сделать за человека то, что каждый должен сделать сам. Необходимо признать себя больным, изменить свои отношения с близкими и самим собой, перестроить ту среду, где предстоит жить, а это требует немалого труда. Можно избавить человека от физиологической потребности пить, но без его личного участия и длительного труда невозможно избавить от потребности строить свои отношения, жить с помощью психоактивных веществ.

Процесс выздоровления и реабилитации, говоря в общем, предполагает два основополагающих принципа работы с зависимыми людьми. Первый - зависимость не может уйти сразу и навсегда. Она, по крайней мере на первых порах, может быть только заменена на другую зависимость. Второй - для выздоровления необходимо изменить среду жизни на такую, которая дает пример и опыт новой жизни, дает поддержку.

Насколько можно судить, эти принципы легли в основу работы так называемых групп самопомощи: Анонимных алкоголиков, Анонимных наркоманов и т. д. Человек, так или иначе нашедший в себе силы не пить хоть один день и пожелавший выздоровления, попадает в этих группах в среду таких же, как он, выздоравливающих, понимающих его людей. Лучше, чем они, его не поймет никто. Именно это окружение и становится тем социумом, который предоставляет «схему выздоровления» и поддержку. Естественно, человек очень быстро обретает зависимость от таких групп. Он посещает их сначала очень часто, даже несколько раз в день. Потом реже. Но без них он не может. Это очень важно для выздоровления - поменять зависимость от алкоголя на зависимость от общения с выздоравливающими. В любом случае второе лучше первого. Но в группах самопомощи на этом не останавливаются, там есть внутренний механизм по «выталкиванию» человека по мере его выздоровления. Известные «12 шагов» к трезвости - это конечное число, гарантирующее выход бывшего алкоголика из группы самопомощи.

   
   

Нечто похожее происходит и с уверовавшими алкоголиками и наркоманами. Все церковное для них ново и необычно и поэтому завораживает и притягивает, давая надежду на выздоровление. Православные христиане становятся той самой новой позитивной средой общения. Увлеченность перестройкой своей жизни на церковный лад очень быстро затягивает и становится своего рода новой зависимостью. Этому способствуют вполне четкие и ясные дисциплинарные предписания, иерархичность, определенный спектр именно церковных, прежде всего богослужебных и реставрационно-сельскохозяйственных мероприятий, способных заполнить свободное время новообращенного алкоголика или наркомана. Таким образом исполняются два вышеназванных принципа выздоровления, что и подтверждает практика. При воцерковлении очень многие зависимые люди перестают употреблять психоактивные вещества.

Однако не стоит и переоценивать этот путь. Лечение алкоголиков и наркоманов не является задачей церкви, да и сама церковная жизнь имеет своей целью общение с Богом, а не реабилитацию зависимых людей. Она, как сказали бы молодые, «не заточена под это». Поэтому часто наблюдается следующая картина. Через пять-семь лет, когда церковность перестает с прежней силой увлекать бывшего наркомана или алкоголика, превратившись в обыденность, он возвращается к старому образу жизни. И это понятно. За эти годы произошло не исцеление, а вытеснение зависимости, и поэтому с ослаблением увлеченности церковью алкоголизм или наркомания могут вернуться.

Русская православная церковь не имеет хоть сколько-нибудь ощутимых программ по реабилитации. Все усилия священников направлены на сотни, от силы пару тысяч зависимых людей по всей стране. А по официальным данным, только в Москве не менее полумиллиона химически зависимых людей. В такой ситуации, когда все церковные усилия вместе взятые - а это и молебны перед иконой «Неупиваемая чаша», и призывы к отказу от употребления алкоголя, и единичные уникальные лечебные и реабилитационные программы - это даже не капля в море. Поэтому церковь со своей стороны вполне может рекомендовать обращаться за помощью к любым программам и организациям, не носящим оккультный или сектантский характер. Единственно возможная перспектива развития наркологической помощи в церкви состоит в тесном сотрудничестве с уже существующими программами: наркологическими диспансерами, группами самопомощи, частными проектами. Церковь не может заменить собой все, она может и должна быть помощницей для тех, кто ей и Богу доверяет, давая духовную опору в жизни и надежду на Божью помощь.

Автор - заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве.

Смотрите также: