Министры образования обсудили мировые тенденции в школах

Обсудить перспективы образовательной системы и мировые тренды в столице Великобритании собрались министры образования из 93 стран мира. Россию на десятом по счету форуме представлял министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, а также руководители региональных органов образования Татарстана, Калужской области и Москвы.

   
   

Глобальные проблемы, обозначенные министром образования Великобритании Чарльзом Кларком (ему было поручено открывать форум), затрагивают как саму систему образовательного процесса, так и финансирование школ и подготовку кадров. По его мнению, форум – авторитетная площадка выработки международных подходов к развитию образования, а после этого каждая страна расставляет свои приоритеты. Но главных мирровый тренд – сделать доступным качественное образование для всех стран и для всех жителей, в том числе и социально необеспеченных.

Еще одна мировая тенденция – это компьютеризация национальных систем образования. Так, правительство Уругвая приняло решение реализовать программу «1 ученик – 1 ПК», которая обеспечивает равный доступ к современным технологиям. В Португалии подобная программа уже дала результат. «Мы подключили все школы к интернету, а интерактивные доски имеют две трети классов. Результат – на лицо: лэптопы повысили уровень образования Все технологии необходимо включать в образовательный контекст», – рассказал президент Фонда поддержки мобильных коммуникаций Португалии Марио Франко.

Советник Генерального секретаря и глава дивизиона образования ОСDE Андреас Шлечер в своем выступлении обратил внимание на проблему оценки качества образования: «Поменялись приоритеты: сегодня образование – один из главных показателей уровня жизни. Отличительная черта хорошего образования: справедливость и высокое качество. А справедливость означает равнодоступность». Кстати, согласно исследованиям в Москве, население свое качество жизни связывает, в первую очередь, с качеством образования детей.

По словам Шлечера, «нельзя отрывать обучение от экзамена», тем более современные технологии позволяют сделать этот процесс непрерывным. И еще один важный момент – это сотрудничество как ученика и учителя, так и учеников друг с другом. Сами же учителя должны учиться вместе с детьми, что дает определенные результаты. Так, в Финляндии на одно место учителя претендует до десяти кандидатов. Зарплату финского школьного учителя с натяжкой можно назвать средней, но сама работа считается высокоинтеллектуальной, поэтому и молодежь охотно идет в профессию.

Говоря о необходимости внедрения современных технологий в образовательный процесс, не стоит забывать и о важности сотрудничества бизнеса и образования. «Без сотрудничества невозможно создать и использовать современные продукты, технологии, – заявил в своем выступлении вице-президент корпорации Intel Джон Е. Дэвис. – Прорыв в этой сфере зависит от диалога учителя и бизнесмена. За последний год все больше стран вошли в программу «Один ученик – один компьютер», но многие прекрасные идеи упираются в финансирование. Также важно, чтобы технологии применялись правильно. Это зависит от компетенции и мотивации учителя».

По итогам Всемирного образовательного форума, один из его участников, первый заместитель руководителя департамента образования Москвы Вениамин Каганов отметил, что в развитии образования в столице необходимо учитывать общемировые тенденции. «Сегодня мировое сообщество сориентировано на опережающее развитие образования, – сказал Каганов. – Причем, не только развитые, но и развивающиеся страны. И конкурировать нам, скорее всего, придется с ними. Мощные европейские страны, (пожалуй, только небольшая Финляндия – исключение), помимо больших ресурсных преимуществ имеют и серьезное ограничение – консерватизм достаточно крепких систем образования. Та же проблема и у нас. Выход один – учет мнений и просвещение».

   
   

 

Смотрите также: