Более двадцати лет назад Андрей Воронин, выпускник географического факультета МГУ, молодой учёный, чудом выжил в горах.
- Наша экспедиция поднималась наверх. Неожиданно мы увидели, что навстречу медленно съезжает серак - огромная глыба льда, - рассказывает бывший альпинист. - Разминуться с ней на узком гребне было невозможно - по обеим сторонам простиралась бездна. Но случилось невероятное - махина размером с пятиэтажный дом встала на ребро и с ужасающим грохотом обрушилась в пропасть.
После того случая Андрей Воронин оставил любимую работу, горное снаряжение раздал друзьям и поступил в духовную семинарию. После её окончания был рукоположен в священники и отправился служить в Костромскую епархию.
«Лихие девяностые» - страшное время для российской глубинки. На центральных улицах Костромы - километровые очереди за водкой и ватаги маленьких грязных беспризорников. Когда Костромской епархии «подарили» заброшенную сельскую школу в посёлке Ковалёво, отец Андрей решил, что пришло время исполнить свою давнюю, ещё студенческую мечту - построить семейный детский дом.
Давным-давно, когда университетская агитбригада, в которой участвовал студент Воронин, выступала во Владимирском детском доме, во время концерта на сцену вышел мальчишка, протянул ему котомку со своими пожитками и прошептал:
- Папа, когда же ты закончишь петь и мы поедем домой?
Тогда будущий священник мальчишку на своё попечение взять не смог, но дал себе слово - усыновить хотя бы одного детдомовского ребёнка.
Многодетный батюшка
Сейчас в Ковалёвском детском доме - негосударственном образовательном учреждении Костромской епархии - 35 мальчишек в возрасте от 3 до 17 лет. Отца Андрея, своего директора, многие из них зовут отцом.
- Дети у нас разные, - рассказывает отец Андрей. - Но все они прошли суровую школу жизни - бродяжничали, попрошайничали. Для многих единственным способом заработка было воровство. Но для нас каждый ребёнок - дар Божий.
В Ковалёве всё по-домашнему. Дом поделён на квартиры, в каждой живёт одна семья - семь-восемь детей и «родители» - воспитатели. У каждой семьи - свой бюджет: сколько и на что тратить, решают сообща.
Однако даже при таком замечательном домоустройстве проблем с ребятами хватало.
- 99% детдомовских детей принципиально другие, - утверждает отец Андрей. - Инвалиды, почти у всех задержка психического развития, половина - олигофрены, бывает, что и в стадии дебильности. Но главное - у них отсутствует базовый человеческий инстинкт - привязанности. Они никому не доверяют.
Этим, к сожалению, трудности не ограничились. Когда воспитанники подросли и у них началась «подростковая ломка», отец Андрей понял, что все педагогические ресурсы исчерпаны. И, как он сам признаётся, от отчаяния... повёл их в горы.
Путь наверх
- Альпинизм - это ведь не просто развитие силы и выносливости, - поясняет отец Андрей. - Это своеобразная кузница мужского характера. Подъём заставляет человека мобилизоваться самому и установить тесный контакт с рядом идущим - ведь без этого в горах не выжить.
Первый раз отец Андрей повёл воспитанников по «детскому» маршруту в Крымские горы. Неожиданно в апреле замели метели. Горные тропы покрылись льдом. Наставник дрогнул и предложил ребятам спуститься вниз. Но дети упорно тянули вверх - ковалёвская команда тогда прошла по намеченному маршруту.
- За десять дней похода нам удалось достичь большего, чем за целый год напряжённой работы, - рассказывает отец Андрей. - Несколько моих подопечных с серьёзной задержкой психического развития в горах «ожили» - у них появился интерес к жизни.
После возвращения отец Андрей обустроил на территории детского дома скалодром, а после того как дети получили необходимую подготовку, отправился с ними на штурм серьёзных вершин. Воспитанники Ковалёвского детского дома поднимались и на самую высокую точку Сибири - гору Белуху (4506 м), и на пик Независимости (7134 м).
По благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II команда Ковалёвского детского дома поднялась на Эльбрус и на его вершине 19 августа 2007 года, в праздник Преображения Господня, отслужила Божественную литургию.
Это было одно из самых сложных восхождений. В первый же вечер поднялся сильный ветер и лагерь занесло снегом. Каждое утро начиналось с откапывания палаток.
Палатка - тоже храм
- Перед мужеством мальчишек можно только склонить голову, - рассказывает отец Андрей, - их не приходилось ни успокаивать, ни убеждать - они чётко, абсолютно по-взрослому выполняли свои обязанности и ждали заветной минуты.
Литургия на вершине всё-таки состоялась - отец Андрей служил, трое детей пели, остальные удерживали походный храм - палатку. Солнце за всё время экспедиции выглянуло лишь на минуту - во время чтения праздничного Евангелия.
- Лучше всего к экстремальным ситуациям адаптируются трудные дети. В сложные моменты они раскрываются - мобилизуются и начинают взаимодействовать с другими, - считает доктор психологических наук Татьяна Тарасова.
Результаты высокогорной реабилитации оказались настолько эффективны, что в Ковалёво потянулись врачи и педагоги со всего света - перенимать опыт. Говорят, что трудных немецких подростков стали отправлять на перевоспитание в Сибирь, после того как их педагоги узнали о методике отца Андрея.
Нынешним летом отец Андрей с ребятами собирается в новый поход. Маршрут мальчишки выбрали сами. Отец Андрей однажды рассказал им об одной погибшей экспедиции. Ещё в советские времена к очередному юбилею вождя революции над пиком Ленина выбросили десант парашютистов - они должны были установить памятный знак на вершине и спуститься вниз. Затея провалилась - ни один из той команды не вернулся, а их поисками никто не занимался. Вот ребята и предложили своему наставнику разыскать останки и предать их земле по христианскому обычаю.
- Ведь, кроме нас, некому, батюшка, - уверяют ребята.
Отказать им наставник не смог.
Смотрите также:
- Мама ангела. Потеряв сына, Наталья помогает другим справиться с горем →
- Мама в подарок. Как маленькая девочка попросила на Рождество семью →
- 15 детей обрели нового отца после страшной трагедии →