Из депо в писатели: нижегородского слесаря признало литературное сообщество Америки

Фото из личного архива

Макоша и Тетя Мотя

Имя нижегородца Олега Макоши хорошо известно любителям сетевой прозы. Его произведения можно прочитать на самых популярных отечественных литературных ресурсах. Перед Новым годом Олега Макошу назвал лучшим писателем 2012 года американский журнал FLORIDA, издающийся в Майами. Это русскоязычное издание читают наши бывшие соотечественники и все, кому доступна интернет-версия журнала. Два года назад Макоша случайно наткнулся в интернете на объявление, что журнал проводит конкурс короткого рассказа. И Олег послал свой рассказ о старой художнице «Тётя Мотя». Он попал в шорт-лист, но не победил. Но журнал напечатал рассказ начинающего писателя. И вкоре Макоша стал постоянным автором журнала FLORIDA, который за два года опубликовал девять рассказов нижегородца. В конце года 2012 года компетентная комиссия решила, что Олег Макоша - лучший автор из публиковавшихся в прошлом году. И даже присудила ему небольшую премию в 300 долларов.

   
   

 

Автор фото: Эльфия Гарипова/АиФ.ru

Комиссия сидела в Майями, а - в ремонтной канаве

«Когда я получил письмо от редактора журнала Александра Росина, не сразу поверил, - вспоминает Макоша. - Комиссия сидела в Майями, а я тогда сидел в ремонтной канаве в нижегородском трамвайном депо, потому что работал тогда автослесарем». Макоша начинал писать стихи, но постепенно поэтические рамки становились для него узки. Накопленный жизненный опыт, которым хотелось поделиться, заставил его в 42 года заняться прозой. Пишет Олег Макоша всего 4 года. Он считает, что для того, чтобы начать, надо собрать волю в кулак, просто плюнуть на все, сесть и писать. «Я однажды понял, что если буду откладывать, то я не начну никогда. Я просто заставлял себя садиться на компьютер: «Макошенька, дорогой, давай начинай писать. Еще года два и ты не начнешь никогда». Не один раз ему хотелось все бросить, но усилием воли заставлял себя продолжать.

Пишу о том, что вижу

Макоша с удовольствием пишет о рабочем классе, о людях, занятых физическим трудом и о тех, кто не дотягивает до среднего класса. Его рассказы основаны на собственном опыте, полученном во время работы в трамвайном депо. О работягах сейчас пишут мало. Может быть, еще поэтому рассказы Макоши оказались свежей и неожиданной волной в литературном мейнстриме. «Я пишу о том, что вижу: я за свою жизнь кем только ни был: и электриком, и строителем, и слесарем-механиком, - словом, рабочим человеком, - поясняет писатель. - Я привык крутить гайки, поэтому пишу о тех, кто работал рядом со мной». Во времена СССР литературная элита в основном писала о рабочем классе, популярны были даже романы на производственную тему. С перестройкой пошли новые веяния: о рабочих забыли, начали писать о бандитах, спекулянтах и проститутках, - о ком угодно, кроме работяг. А ведь они никуда не делись. И эта невидимая миру работа, подчас очень тяжелая, в нелегких условиях, происходит ежедневно. Рабочие делают свое дело, порой переступая через «не хочу», плохое настроение или неважное самочувствие. Поэтому не затронуть этот пласт современной жизни было бы несправедливо.

У тебя за спиной – 40 человек, если что - сядешь надолго

«В трамвайном депо я работал исполняющим обязанности мастера смены, подписывал вагоны в линию, - вспоминает Макоша. - Главный инженер мне говорил: « У тебя за спиной – 40 человек, если что - сядешь надолго». Вагоны уходили за моей подписью и ни разу не возвращались с линии с поломкой. И я не скрою, что горжусь этим. Когда к тебе приезжал сломанный вагон, а от тебя уходил в рейс отремонтированным, это вызывало во мне чувство удовлетворения. Поэзия рабочего труда никуда не пропала, она существует». Макоша считает, что советские авторы правильно делали, славя людей труда. «Для меня, человека, выросшего в СССР, работа - это на заводе, на фабрике, за станком, с кувалдой, у мартена. Не перепродажа и не перекладывание бумажек. Я заканчивал смену, приходил в душ, вода с меня текла черная. Наваливалась приятная усталость – и отпускало».

 

Автор фото: Эльфия Гарипова/АиФ.ru

Удивительно, но читатели Макоши – это, скорее, представители интеллигенции. Большинство ребят из депо больше интересуются сериалами про войну и шансоном. Когда питерское телевидение приехало в депо снимать про сюжет о нижегородском писателе, реакция товарищей по бригаде была такой, словно он не рассказы пишет, а высадился на Луну. Хотя Олег никогда не скрывал, что пишет, никто особенно этим не интересовался. В 2008 году он написал «Учебное пособие алкоголика», в котором попытался суммировать весь известный ему опыт потребления алкогольных напитков в разных стадиях, от легких до клинических случаев. И это свое первое произведение Макоша вывесил в интернете 1 января 2009 года на сайте Проза.ру, потому что только его и знал. Неожиданно на начинающего автора на меня обрушилось много восторженных отзывов. Читателям понравился свежий колорит и других макошинских рассказов. Друг прочитал его рассказ «Тетя Мотя» и спрашивал Олега: «Просто мурашки идут по коже от рассказа. Макоша, ну как ты это делаешь?!». Это вдохновило автора - и через какое-то время он написал новое произведение «Джонни Депо». Ему хотелось запечатлеть колоритных персонажей из своего трамвайного депо, показать их такими, какими их видит он сам. 

   
   

 

Автор фото: Эльфия Гарипова/АиФ.ru

«Например, мой товарищ Коля Кузнецов, деревенский парень, прирожденный механик, был трактористом, служил в Афгане, просто технический гений. Вот идет он по ремонтной канаве, жует хлеб и говорит: «Эх, помню, в детстве мы лошадей кормили хлебом в ночном». И дальше пошел, а я остался свои гайки крутить и думаю: «Ну как о таком не написать?!». Это ведь одновременно и трагедия, и поэзия, конфликт идеального с необходимым. Идеальное - это ходить с лошадкой в ночное и кормить ее хлебом. А необходимое – он должен работать здесь, в городском трамвайном депо». Слава пришла через сеть. Потом Олег Макоша ушел из депо и стал продавцом в книжном магазине. Он любит свою свою работу, листать новые книги, запах типографской краски. Макоше всегда хотелось быть где-то рядом с книгой, а что может быть ближе библиотеки или книжного магазина? Библиотечного образования у него не было. Поэтому когда он увидел объявление, что требуется продавец в книжный магазин, пошел туда. К его удивлению, после собеседования его сразу взяли.

 

Автор фото: Эльфия Гарипова/АиФ.ru

В интернете людям некогда задерживаться

Сейчас Макоша пишет роман-биографию о жизни иконы Тихвинской Богоматери. У нее необычная и трагичная судьба, как и у людей, через чьи руки она прошла. Сначала икона исчезла из Константинополя и загадочным образом появилась на Руси, была любимой иконой Ивана Грозного, при большевиках пряталась в отдаленном монастыре, она была выкрадена фашистами в годы Великой Отечественной войны, потом всплыла в Америке и была оттуда возвращена. Через судьбу иконы писатель хочет показать жизнь целой страны.

Автор фото: Эльфия Гарипова/АиФ.ru

Сам Олег считает себя сетевым писателем. Пишет коротко, маленькими главками. «Люблю, чтобы глава на едином дыхании прочитывалась, а не так, чтобы можно было положить на середине закладку и пойти покурить, - говорит Макоша. - Я только что с огромным удовольствием перечел «Братьев Карамазовых (900 стр.). Но сам я пишу короткие главы, иду навстречу читателям. В интернете людям долго на одном сайте задерживаться некогда».

Кроме журнала FLORIDA, Макоша публиковался в питерской газете для бомжей «Путь домой», чем очень гордится, особенно публикацией в ней своего рассказа «Рамштайн». Многочисленные поклонники в Москве и Санкт-Петербурге издали его книгу самоиздатом в количестве 100 экземпляров, которые тут же стали раритетом. Конечно, нижегородец хочет издаваться по-настоящему, в печати. «Я умею вагоны умею ремонтировать, книги продавать, а вот свои рассказы продвигать - нет, - объясняет Макоша. - Очень хочу добиться успеха и мечтаю увидеть свои произведения в твердом переплете. Успех мне нужен не столько материальный, сколько важно понять про себя, что я умею писать и это нужно людям.»

Смотрите также: