Андрей Сидорчик: Толерантность и лицемерие

Он был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО в 1995 году. Под толерантностью или терпимостью в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

   
   

Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».

Когда лопнет терпение

Всё это звучит очень красиво и правильно, однако следование принципам толерантности на практике, как мы можем наблюдать, не приводит к всеобщей гармонии. Даже в благополучной Западной Европе вдруг выяснилось, что терпимость к представителям других культур ещё не обезопасит гарантированно от возникновения очагов экстремизма и террористических атак.

В нашей же стране сам термин «терпимость» не сулит ничего хорошего. В дореволюционной России терпимость была крепко привязана к определённым домам, где дамы не самого тяжёлого поведения оказывали состоятельным господам услуги сексуального характера.

Да и в обычной нашей жизни терпимость не является показателем благополучия.

– Как ты себя чувствуешь?

– Терпимо!

   
   

Это означает, что не очень комфортно, но вынужден по той или иной причине мириться с данной ситуацией.

Вот, например, ваши соседи второй месяц делают ремонт, используя перфоратор в неурочное время. И вы проявляете к ним терпимость, хотя ситуация не приносит вам радости. И когда ваше терпение лопнет, неизвестно.

Или вот представители народов Юга с их кортежами, песнями и плясками, нарушающими общественный порядок и общепринятые устои жителей центральных регионов страны. К ним, по большому счёту, тоже проявляется терпимость.

Раздражение граждан копится, но пока не выливается во что-то страшное. Терпят граждане, но, как и в случае с соседями, никто не поручится за то, что завтра терпение не лопнет.

А ситуация медленно, но верно ухудшается, и декларативная толерантность не решает целого вороха проблем отношений между людьми разных национальностей и конфессий.

Дружба народов и дубина государства

А в Советском Союзе вовсе не было термина «толерантность». Зато был государственный интернационализм, который внушался всем гражданам государства, вне зависимости от того, был это среднеазиатский аул, московская квартира или прибалтийский хутор.

В первую очередь интернационализм, а уже затем – любое культурное разнообразие.

СССР, развивая культуру народов, проживавших в нём, в первую очередь ставил своей задачей создание новой общности людей, именуемых советским народом. Общности, которая строилась из многообразия разных культур и традиций. Но главное – что у этих людей была одна общая, объединяющая всех цель: построение справедливого государства для всех.

Над этой целью сегодня можно смеяться, но факт остаётся фактом: практический опыт сотрудничества и взаимодействия разных народов в Советском Союзе успешен и уникален. Мало того, страна, изобразившая на своём гербе земной шар, беспощадно боролась с расизмом, хотя напрямую СССР эта тема вроде бы не затрагивала.

Скептик спросит: так почему же в итоге Советский Союз оказался в огне межнациональных конфликтов и распался?

Вся штука в том, что дружбу народов следует беречь и хранить на государственном уровне. Власть никогда не должна расставаться с дубиной, которую следует без всякого промедления обрушивать на головы тех, кто пробует поспекулировать на теме «один народ лучше другого».

Абсолютное большинство представителей разных народов – это мирные и адекватные люди, которые оказываются втянуты в конфликт, разжигаемый горсткой подонков с той и другой стороны.

Задача власти – вовремя выявить и нейтрализовать поджигателей.

С приходом Михаила Горбачёва власть в СССР стала преступно инертной в решении межнациональных вопросов.

Слабость и трусость власти обернулась бесчисленными страданиями и жертвами среди ни в чём не повинных людей, а затем и гибелью государства.

Всероссийская «Воронья Слободка»

Разница между советской «дружбой народов» и западной «толерантностью», рядом с которой постоянно следует так называемый «мультикультурализм», заключается в том, что толерантность не предполагает наличия у людей разных народностей и вероисповеданий объединяющей и сплачивающей идеи.

 

В результате они живут, как соседи, уйдя в свои традиции и ценности, с неодобрением косясь друг на друга. Единства нет, есть лишь показушная красота внешнего фасада.

Толерантность – лицемерный набор декларативных постулатов, за которым нет никаких реальных механизмов, обеспечивающих мир и дружбу в обществе.

Объединить людей может только удаление барьеров между ними, а не их усиление под флагом толерантности.

К примеру, идея создания в школах молельных комнат вроде бы является проявлением толерантного отношения к религии. На деле же детям лишний раз вдалбливается мысль о различиях между ними.

Та самая Европа, ценности которой так активно предлагаются нам как образец в последние 20 лет, со всей своей толерантностью и мультикультурализмом погрязла во всё более нарастающих межнациональных проблемах, которые из года в год только усугубляются.

Мы, отбросив уникальный советский опыт, идём сейчас по этому же пути, хотя очевидно, что он тупиковый.

В результате вместо единства народов мы получили многоквартирный дом, где у каждого в своей квартире собственные порядки, походы друг к другу в гости заканчиваются скандалами, а встречи на лестнице оборачиваются драками и поножовщиной.

И пресловутая толерантность в этих условиях движет процесс к такому исходу: терпение может лопнуть, и дом подпалят с шести углов, как Воронью Слободку у Ильфа и Петрова.

 

 

 Андрей Сидорчик, 

Редактор раздела «Общество» интернет-службы «AиФ»

 

 

 

Смотрите также: