Суть достаточно проста: создать как можно больше подробных инструкций для инвалидов, которые позволили бы будущим путешественникам на колесах спланировать свою поездку «по следам» предшественников.
«Знаешь, в чем основная проблема человека с ограниченными возможностями, который мечтает путешествовать, как все нормальные люди? – спрашивает меня Игорь, ловко крутя колеса своего кресла. Он продвигается по третьему этажу большого московского торгового центра, спокойно объезжает посетителей и на ходу извиняется, если кого-то задел.
«В том, - продолжает Гаков, - что этот человек не знает, сможет ли передвигаться там, где окажется. Не знает, как он доберется до моря, чем будет питаться, где сможет остановиться. Например, аэропорт Пунта-Каны в Доминикане, в котором однажды мы приземлились – оказался, фактически, пальмовой хижиной, стоящей посреди поля. У самолета не было нормального трапа, вместо него - кривая лестница и два дюжих гаитянина, которые взяли меня на руки и понесли. Они не понимали по-русски, и я не мог им объяснить, что если кто-то из них споткнется, то я потеряю все оставшееся здоровье разом. Тогда я перекрестился, и они спокойной спустили меня вниз».
В 28 лет Игорь пережил серьезную травму, после которой на месяц впал в кому. А когда пришел в сознание, понял, что уже не может встать на ноги. «Если вы хотя бы две недели не вставали с кровати, вам придется немного заново учиться ходить. Я пролежал год. Было уже поздно. То, на что мне обычно требовался день, теперь уходило три».
Они уезжали с матерью на лечение в Брянск, потому что процедуры в московских клиниках стоили слишком дорого, проходили различные курсы реабилитации. Один из таких – по методике профессора Дикуля – помог частично восстановить опорно-двигательные функции, хотя и не позволил окончательно встать на ноги. «Это очень жесткая физика. Ты доходишь до предела своих возможностей, и, переступая через эти пределы, урываешь какой-то шанс, который можно задействовать. Люди ходят и не чувствуя ног».
Сайт, на котором инвалиды рассказывают о своих путешествиях, Игорь Гаков создал около двух лет назад. Поводом к этому послужила его собственная поездка в Венецию. «Я уже был там ранее, но дальше площади Святого Марка на своей коляске не сдвинулся. А хотелось посмотреть все. Я стал искать в интернете хоть какую-то вспомогательную информацию, но не нашел в России никаких ресурсов, которые были бы мне полезны».
Зато нашел за ее пределами. Игорь случайно обратил внимание на страницу американской семейной пары. Супруги (один из них был инвалидом) описали свое путешествие в Венецию с подробной инструкцией передвижения, экскурсий, цен. Решив, что подобный опыт может быть интересен и российской аудитории, Гаков создал invatravel.ru.
«Тогда было понимание, что это некий спринт, и нужно как можно быстрее добежать до финишной прямой. Потом я стал думать, что это марафон». Немного помолчав, Игорь добавляет: «уже после мне стало ясно, что это даже не марафон, а просто бег по жизни. Потому что пока ты бежишь – ты орел и молодец, а как только ты остановился – тебе же хуже».
Сам Гаков называет себя человеком, который хорошо знает всего о двух вещах: жизни в инвалидной коляске и как сделать проект в интернете, поскольку последние 15 лет оба пункта были его основной «деятельностью».
«На Сицилии я садился в лодчонку и два крепких итальянца тащили меня в ней к берегу, - вспоминает Игорь. - В Доминикане два гаитянина несли меня на стуле, прямо из бара. Гораздо удобнее, когда есть адаптированная среда. В Греции, например, пандус опускается прямо в море. Я пересел на пластиковую отельную коляску, заехал на ней в воду, где-то по горло. Пандус опустился, и я поплыл. На острове Тенерифе были специальные прогулочные коляски с большими надувными колесами. Обычные инвалидные кресла не способны проехать по пляжу: коляска не идет по песку, она в нем вязнет. Меня посадили в нее и довезли до моря, чтобы я мог спокойно поплавать. Вот о таких вещах нужно рассказывать людям, чтобы они знали, что там, куда они мечтают поехать, есть доступная среда».
О доступности городской среды российской столицы Игорь говорит нехотя. Сам он живет за городом, в Москву приезжает только на выходных. «Это не жизнь, а постоянное пристраивание, - описывает Гаков будни в Москве. – Здесь нет никакой доступности. Самое страшное – это зима. За городом у меня есть хотя бы какие-то возможности оборудовать свой дом. А здесь я даже до машины не смогу нормально доехать».
«Все знают, что Европа очень «доступная». Со слов. Но я не верил в это, пока сам там не оказался. В самом старинном флорентийском палаццо семейства Борджиа есть подъемник, который позволяет спуститься на нижние этажи замка, в подвал, и все там посмотреть. В самой крохотной итальянской деревушке есть специальные туалет и душ для инвалидов. В Москве такого нет».
Сегодня Игорь собрал несколько десятков рассказов о разных странах: «закрыта» большая часть Европы, созданы путеводители по «российской Африке» – Египет, Тунис, написаны истории о путешествиях людей с ограниченными возможностями по Турции, Таиланду, Индии, Гоа. Сам он хочет увидеть и описать путешествия в Гонконг, Китай и Австралию, посмотреть на миграцию антилоп в Африке, прокатиться на машине по американским каньонам.
Он считает, что читателей сегодня много, а вот писателей – мало. Сначала путешественник на колесах описал свою поездку в Грецию, а потом попросил друзей-инвалидов помочь ему и написать подобные рассказы о собственных приключениях. Проект получил отклик аудитории, люди начали пользоваться инструкциями Гакова, и теперь со всех путешественников «по следам» Игорь берет обязательство написать свой собственный рассказ.
«Недавно одна женщина прислала мне благодарность. Она хотела поехать с мамой в Венецию, но не знала, как это можно и нужно делать, когда ты – в инвалидном кресле. Она прочитала мою статью о путешествии в Венецию и на днях туда отправляется. У нее нет сомнений, она знает, на что нужно обратить внимание. Надеюсь, она напишет свою историю».
Смотрите также:
- Старость в радость. 25-летняя девушка открыла фонд помощи одиноким старикам →
- Дающая радость. Как волонтёр хосписа облегчает боль и страдания людей →
- Жизнь продолжается: когда ДЦП - не приговор →