Как французы будут развивать Большую Москву

«Площадь трех вокзалов» после завершения проекта

Столичные чиновники подвели итоги конкурса проектов по развитию Большой Москвы, разработанных международными командами градостроителей. В будущем лучшие идеи попадут в Генплан. «АиФ» выяснил, что и где предлагают строить архитекторы-победители.

   
   

Новая линия метро

Первоначально на конкурс было подано 67 заявок, из них 37 - от представителей зарубежных коллективов из 20 стран. В финале оказались проекты 9 команд, в том числе 3 российские, которые не стали победителями. Причина - у иностранцев в работе с агломерациями больше опыта.

Как сообщили в Москомархитектуре, лучшим признан проект по развитию территорий Москвы, предложенный французской компанией Antoine Grumbach et Associes. К слову, это бюро является разработчиком концепции Большого Парижа. В вопросе по обустройству Парламентского центра для возможного переселения наших чиновников первенство отдали американской команде - Urban Design Associates.

Архитекторы из США предлагают поделить разросшуюся Москву на «пояса».

Что же предлагают нам французы? В первую очередь обеспечить вытянутый вдоль Калуж­ского шоссе город скоростным, но при этом экологически чистым общественным транспортом. Самое яркое предложение - связать центр столицы с присоединёнными землями Новой Московской линией метро (NML - New Moscow Line). Она пройдёт в юго-западном направлении до Рыжова и станет своеобразной осью развития всех прилегающих территорий. Её

предполагаемая длина - 60 км, расстояние между станциями - 6-7 км, скорость передвижения поездов - 75 км/ч, предположительная цена стройки - 6 млрд евро. По прогнозам иностранных экспертов, дорога будет перевозить до 1 млн пассажиров. Задумка интересна тем, что NML будет пересекаться с уже имеющимися артериями, в том числе со старыми линиями подземки и МКЖД, а также МКАД (его планируется пере­ориентировать из автобана на скоростной общественный транспорт и превратить в созвездие из «восьми ворот», связывающих центр и периферию), - в этих местах построят пересадочные терминалы, чтобы люди могли без труда «соскочить» на электричку, трамвай или автобус.

Эксклюзивное интервью AIF.RU с директором архитектурного агентства Wilmotte & Associés >>

Как советуют европейцы, проездной билет в Москве должен быть единым для всех видов транспорта, чтобы облегчить пересадку. У станций новой линии также заложат паркинги, чтобы автолюбителям было где оставить машину, прежде чем пересесть на общественный транспорт. Кстати, по NML из Кремля в Коммунарку можно будет доехать за 15 минут. Концепция подразумевает рекон­струкцию Киевского вокзала и возведение ещё двух вокзалов - у здания МГУ на Воробьёвых горах и у Кремля. Чтобы увеличить скорость передвижения по городу, эксперты также предлагают избавить Москву от грузовых фур, создав на окраине два гигантских логистических центра. Один из них будет располагаться в районе Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), а другой - на Калужском шоссе.

 

План застройки Коммунарки от создателей Большого Парижа.

Концепция французов не противоречит текущей градостроительной политике.

   
   

«Мы также считаем, что главным решением транспортных проблем Москвы является приоритетное развитие общественного транспорта. Именно на этом сосредоточены все основные инвестиционные ресурсы города», - прокомментировал работы финалистов мэр Москвы Сергей Собянин.

50% - дома, 50% - зелень

Несмотря на то что к Москве этим летом отошло 160 тыс. га на юго-западном направлении, исследование французов показало, что и в старом городе достаточно мест, где можно создавать новые жилые и офисные кварталы, парки, культурные и торговые центры. Эксперты уверены: нельзя развивать новую Москву, заморозив процессы реконструкции старой. Есть 40 тыс. га, которые могли бы позволить сделать столицу лучше. Так, территориями для развития признаны Зарядье и Сити, в последнем есть 4 млн м² под застройку - этого вполне хватило бы на сооружение Парламентского центра, таким же потенциалом обладают и территории рядом с площадью трёх вокзалов. 6,5 млн м² можно построить в Тушине, 13 млн м² - в Курьянове. Между станциями метро «Университет» и «Проспект Вернадского» есть 600 тыс. м² пространства, занятого временными строениями, в том числе гаражами. Вместо них, по мнению французских градостроителей, можно разбить роскошный парк.

«Планировщики должны думать о том, как будут жить люди и в каких условиях, как сделать их жизнь наиболее качественной», - рассказал Бертран Лемуан, международный эксперт конкурса.

Вообще, как подчёркивают градостроители, Москва будущего должна застраиваться по принципу «50% - здания, а 50% оставлять под зелёные насаждения». Экологии в проекте французов уделено повышенное внимание. Так, они предлагают сформировать целый комплекс «экологических кластеров»: Коммунарка - Сосенки, Десна, Троицк - Красная Пахра, Чириково, Рыжово, а Москву-реку наряду с NML сделать «осью развития» столицы будущего и открыть к её берегам повсеместный благоустроенный доступ.

По мнению иностранных градостроителей, мегаполис не должен иметь чётких границ, за которыми заканчивается цивилизация, - необходимо развивать исторически интересные города Подмосковья, такие как Серпухов, Можайск, Звенигород.

«Глубокая проработка! Видимо, они набили руку на Большом Париже. Они выше на полголовы, чем остальные команды» - так оценил труд французов Марат Хуснуллин, заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства.

«Нет» уродству и хаосу

Концепция архитекторов США из Urban Design Associates, у которых на счету немало сверхкрупных девелоперских проектов, понравилась жюри потому, что они отказались от идеи создания отдельного города для чиновников, а предложили развивать мегаполис, разделив его на три пояса - «Старую Москву», нуждающуюся в модернизации, «Новую», которую необходимо аккуратно и правильно застроить, и «рекреационную зону» - природные зоны на окраине, ориентированные на отдых. В старой Москве американцы предложили оставить посольства и ведомства, выполняющие протокольные функции, а в новой разместить законодательные учреждения - Госдуму, органы судебной и исполнительной власти.

«Москва растёт случайным образом и не создаёт приятных мест. Город в хаосе уродлив и нежизнеспособен. Рост должен быть продуманным», - рассказал Ларри БИСЛИ, представитель команды-победителя из США. Кто бы против, москвичи так точно «за».