Кирпич за пазухой. «Чужие» со всех сторон и даже среди «своих»?

С некоторых пор это уже не смешно. Фото Валерия Христофорова

Всевозможными конфликтными линиями и разломами россиян, казалось бы, удивить трудно. Такими, как конфликт между богатыми и бедными, - пожалуй, только в нашей стране нувориши так вызывающе кичатся своим состоянием, только у нас при невероятных природных запасах люди могут жить в такой нищете... Конфликт между обществом и властью - глухота и наглость чиновников - тоже давно стал печальной приметой современной России.

   
   

Но теперь общество начинает «колоться» в тех сферах, где явно чувствуется запах настоящего пороха.

Богословские споры

После теракта, в котором погиб влиятельный богослов Саид Афанди, глава Дагестана Магомедсалам Магомедов поручил руководителям городов и районов, ни мало ни много, создавать по всей республике дружины и отряды самообороны: «... из молодых людей, готовых под руководством и вместе с органами внутренних дел вести работу по обеспечению безопасности, по наказанию этих бандитов и террористов». В Дагестане идёт постоянная борьба кланов за власть и деньги, однако на этот раз причиной расправы с религиозным деятелем стал «богословский конфликт», грозящий вылиться в настоящую войну приверженцев разных религиозных школ. Проблему в своё время проморгала власть: возрождать веру в мусульманские регионы РФ «понаехали» из-за границы носители не свойственных российским мусульманам радикальных течений. И речь не только о Кавказе. Тот же мотив - у недавнего убий­ства влиятельного религиозного деятеля Татарстана Валиуллы Якупова и покушения на председателя духовного управления мусульман Илдуса Файзова.

В Татарстане до создания официальных отрядов самообороны пока не дошло. Зато военизированные отряды - казачьи дружины - с 1 сентября появились в Краснодарском крае. Осознав, что на соседнем Ставрополье чуть ли не ежедневными стали конфликты местных жителей с «гастролёрами» из Чечни или уже осевшими в регионе выходцами из республик Северного Кавказа, власти Кубани решили сыграть на опережение. В одном из интервью губернатор края Александр Ткачёв без обиняков пояснил: «Молодой человек из аула приезжает и видит красивую девушку в короткой юбчонке, без платка и начинает приставать - это бывает дерзко. Или на машине - сели, открыли крышу, музыку на всю этническую, флаги... Какая реакция будет у местного населения?»

Предполагается, что около тысячи казаков, получая по 25 тыс. рублей в месяц, будут сопровождать сотрудников кубанской полиции в патрулях. В отличие от полицейских, они смогут делать более настойчивые замечания зарвавшимся гостям и вообще «разъяснять» им нормы поведения и местные традиции. Губернатор говорит, что опыт казачьих дружин можно распространить и на другие регионы.

Беда с моралью?

Кстати, сами казаки про себя говорят: «Казак без веры - не казак». После выходки девушек из панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя и споров о суде над ними некоторые активисты православных движений уже дали понять: они готовы организовывать «дружины» и с кулаками отстаивать свою веру и общественную мораль. На прошлой неделе православная молодёжь с кирпичами заявилась в «срамной» Московский музей эротики, обещала бить витрины с непотребной рекламой и срывать со сверстников футболки с кощунственными рисунками. Отдельные «поборники веры» грозятся чуть ли не «отпиливать ноги» тем сторонникам Pussy Riot, кто в отместку за приговор начал сдуру пилить поклонные кресты. Православная церковь пытается вернуть энтузиазм прихожан в мирное русло. Так, на днях Совет молодёжных православных организаций Москвы предложил создать Всероссийскую ассоциацию - из 300 уже существующих при епархиях и приходах молодёжных объединений. Они должны заниматься просвещением, благотворительностью и волонтёрством.

Наезжанты атакуют

Между тем в Кремле, по слухам, подумывают над созданием «мобильных групп» из чиновников и общественных деятелей для разбирательств по горячим следам в самых резонансных конфликтах. Во-первых, из кавказских республик, где рабочих мест по-прежнему значительно меньше, чем безработной молодёжи, продолжается отток населения в другие регионы России. Во-вторых, не ослабевает и поток мигрантов из бывших советских республик Средней Азии. Гастарбайтеры украдкой с подачи нашего беспринципного бизнеса и жадного до взяток чиновничества захватывают жизненное пространство. Пока ещё не «качают права». Но время от времени выходят по ночам на разбойный промысел, кого-нибудь насилуют. Громкая история случилась недавно в посёлке Победа Выборгского района Ленинградской области (см. «АиФ» № 35). Ответом на очередную подобную выходку может стать уже не стихийный митинг, а формирование новых дружин - «антимигрантских отрядов самообороны». Вдобавок к бандам скинхедов, которые с «понаехавшими» давно разбираются по-свойски и без оглядки на Уголовный кодекс... Ясно одно: конфликтов на национальной и религиозной почве в ближайшее время меньше не станет.

   
   

Православие и народность нас спасут?

Да

Кирилл Фролов, глава Ассоциации православных экспертов:

- Идёт многоплановая агрессия против наших ценностей и страны. Патрио­тические силы, патриарх, президент должны сплотиться перед лицом новых вызовов со стороны внешних и внутренних врагов России. В этом мы с представителями традиционного ислама союзники. С нелегальными мигрантами всё-таки должно бороться государ­ство, мы его не собираемся подменять. Но со многими другими проблемами поможет справиться наша державническая программа духовного и физического возрождения народа. Нам нужно вновь объединиться вокруг Церкви, строить православные храмы. Своими акциями мы будем делать православной «улицу». Нужно преподавать православие в школе, в вузах, строить домовые храмы, воспитывать православную политическую, экономическую и силовую элиту страны, возрождать военное духовен­ство. Только православная миссия восстановит многодетную русскую семью, спасёт русских от вымирания, пьянства и наркотиков, даст волю к историческому творчеству.

Нет

Галина Михалёва, член бюро «Яблока», сопредседатель Совета по консолидации жен­ского движения России:

- Вера - дело интимное, задача любой конфессии - давать человеку опору в жизни, говорить о ценностях, основанных на любви к ближнему. Агрессивно насаждать православие - значит, вносить ещё один раскол в и так расколотое по многим линиям общество. Вместо поиска консенсуса с опорой на гражданские ценности, вместо строительства современного светского государства нам предлагают вернуться к имперскому «православию, самодержавию, народности». Это, конечно, очень выгодно нашим не­эффективным чиновникам, избавляет их от ответственности за ошибки и проблемы страны. Наша чрезвычайно консервативная Церковь поддерживает коррумпированное государство, а государство легитимирует свои авторитарные замашки с помощью Церкви. Но запретом абортов нацию не спасти, а заменой в школах физики и математики на богословие передовую экономику не построить. России не получится идти вперёд с головой, повёрнутой назад. С феодализмом и средневековым мракобесием, в которых уже живут некоторые регионы страны, нельзя бороться теми же методами.

Смотрите также: