Вячеслав Костиков. Что не так, ребята?

Коллаж Ольги Рассадиной, фрагмент картины К.С. Петрова-Водкина «Фантазия»

Читательница «Аргументов и фактов» обратилась в газету с интересным во­просом: о чём сегодня пел бы Владимир Высоцкий, если бы был жив? Что ему понравилось бы в нашей  жизни, а что нет…

   
   

«Меня удручает путаница мыслей в нашей стране, во власти, в народе, - пишет она.- Ни я, ни мои знакомые не понимаем, по какому пути идём, куда, кому верить». Читательница приводит в своём письме строки из одной из песен Высоцкого:

Переворот в мозгах из края

в край,

В пространстве - масса

трещин и смещений:

В Аду решили черти

строить рай

Для собственных грядущих

поколений…

Камни истории

Для целого поколения советских людей Владимир Высоцкий был не только любимым бардом и поэтом, но и (несмотря на своё пристрастие к спиртному) важным нрав­ственным маяком. Ведь помимо ироничных, смешных, нередко злых песен, заточенных против официальной лжи и сановного хамства, у него было множество других, которые учили правде, чести, патриотизму, товариществу. Для многих россиян Высоцкий и сегодня остаётся эталоном мужской чести и гражданского поведения. Вспомним хотя бы его знаменитую песню «На братских могилах не ставят крестов...»:

Здесь раньше вставала земля

 на дыбы,

А нынче - гранитные плиты.

Здесь нет ни одной

персональной судьбы -

Все судьбы в единую слиты.

А сегодня? Находятся подонки, выкатывающие к Вечному огню в Александровском саду на «Мерседесе» или прикуривающие от священного пламени. А власть проявляет к ним поразительную снисходительность. Появились мерзавцы, спиливающие кресты и объявляющие себя носителями «народной воли». Конечно, это крайние проявления невежест­ва и вандализма. Но в стране почти каждый день происходят события, которые свидетельствуют о накопленной агрессивности, озлоблении. И - что самое опасное - о нарастающей разоб­щённости общества, народа и власти. Православные ополчаются на атеистов и наоборот. Одни клянут Ленина, другие по­клоняются его мумии.

Миллионы людей считают Сталина тираном и убийцей, а другие миллионы восхваляют его как национального героя. Дело доходит до мордобоя. Появляются дружины для защиты своей «единственной правды» и своей, тоже единственной, веры. Одни требуют убрать с город­ских улиц имена большевиков-цареубийц и гонителей православной веры, а другие носят к их памятникам цветы.

   
   

Недавно в Омске, который во время Гражданской войны был центром белого сопротивления, разразился громкий скандал в связи с намерением местных властей установить памятник адмиралу Колчаку. Между коммунистами и демократами разгорелась настоящая пропагандистская война. Коммунисты указывают на то, что формально Колчак ещё не реабилитирован и фигурирует на страницах советской истории как «иностранный агент на службе Великобритании». А вот история современной России причисляет его к защитникам веры и Отечества. Характерно, что сами жители города не очень ясно представляют, кем был Колчак. Мало кто знает, что он был прежде всего известным полярным исследователем и лишь затем в силу исторической судьбы стал одним из организаторов Белого движения в Гражданскую войну. Такова цена исторического затмения в России на протяжении почти всего ХХ века.

Спор о правде

На днях в Екатеринбурге с ног до головы облили краской недавно установленный памятник Борису Ельцину - ещё одно свидетельство «холодной войны» в умах россиян. Ельцин пребывает в их умах как бы в двух ипо­стасях: для одних - как человек, покончивший с коммунизмом, для других - как разрушитель СССР. Власть уклоняется от чётких оценок и истории, и со­временности. Обвинять её в этом трудно. Слишком глубоко было перепахано поле российской истории - и после 1917 года, и затем после 1991-го. И эта перепашка продолжается. На поверхность выворачиваются такие исторические камни и такие осколки истории, что дать однозначную оценку событиям и людям трудно. Власть боится исторических оценок. Начальству больше нравятся оценки конъюнктурные. Те, которые помогают сохранять высокие чины и кресла.

А народу хочется ясности. И он стучится в двери Кремля, Конституционного суда, Церкви, требуя и исторической, и сегодняшней правды. Один простодушный искатель правды даже недавно посоветовал В. Путину съездить в какой-нибудь отдалённый скит и задать там святому старцу вечный вопрос, тот, который ещё Понтий Пилат задавал Иисусу Христу: «Что есть истина?»

Спор о «русской правде» продолжается. И становится всё более жёстким. Демократы полагают, что стоит Богородице «прогнать Путина», и «нежная правда» (как пел Высоцкий) восторжествует. Но где уверенность, что правда Касьянова, Немцова или Каспарова окажется лучше правды Путина или Медведева? Современная история ещё не нашла и, наверное, ещё не скоро найдёт утерянный список «русской правды» ХХI века. Пока же эти поиски скорее напоминают одну из песен Высоцкого:

Змей Горыныч взмыл на древо,

ну - раскачивать его.

«Выводи, Разбойник, девок -

пусть покажут кой-чего!

Пусть нам лешие попляшут,

попоют!

А не то я, матерь вашу, всех

 сгною!»

Страшно, аж жуть!

*   *   *

Шальная гонка за деньгами, властью, успехом и удоволь­ствиями вывела из российской общественной среды почти все нравственные, да, пожалуй, и художественные ценности и авторитеты. В. Путину (кроме Махатмы Ганди) не с кем поговорить, а народ после серии скандалов и судов не знает, перед какой иконой ставить свечи. Вот и живём, как политические бомжи: день прошёл - и ладно. И вспоминаем Володю Высоцкого:

Где-то кони пляшут в такт,

Нехотя и плавно.

Вдоль дороги всё не так,

А в конце - подавно.

И ни церковь, ни кабак -

ничего не свято!

Нет, ребята, всё не так!

Всё не так, ребята…

Ваше мнение

Существует ли сегодня в России политическая оппозиция?

Отправьте на номер 2151 SMS следующего содержания: «Аиф пробел число»

Да — Аиф 21

Оппозиция только зарождается — Аиф 22

Нет — Аиф 23

Другой вариант — Аиф 24

SMS платные. Средняя стоимость SMS 3,5 руб. (подробнее здесь).

Сообщения принимаются до 12.00 10 сентября.

 

 
Вячеслав Костиков

директор аналитического центра