Социальные выплаты по уходу за ребенком в радиационной зоне в два раза выше обычных. При этом платят «детские» не в течение полутора лет, как это принято в обычных случаях, а в течение трех. Так, если зарплата до ухода в декрет была высокой, то можно получать около 30 тысяч рублей в месяц с учетом разнообразных доплат. О том, что, зарабатывая на государственном пособии, человек все-таки нарушает закон, пока мало кто задумывается. Поэтому социальные службы первыми начали бить тревогу. Сейчас к вопросу радиационных денег вплотную подошли и прокурорские работники.
Демографический рекорд
В Курском отделении ФСС приводят интересную статистику: в 2012 году общий объем социальных выплат в зонах с льготным социально-экономическим статусом увеличился в 2,5 раза! Специалисты не понимают: почему загрязненные территории стали притягательны для проживания? Ответ простой. Мамы с детишками наперебой устремляются в аномальную зону, правда, жить там не спешат, это не нужно. Для льгот и материальных выплат достаточно формальной прописки.
Село Игино Фатежского района – один из тех населенных пунктов, куда местные жители «не безвозмездно» прописывают иногородних. Если посмотреть на регистрационные документы, то в Игино должно закладывать уши от радостных детских криков. На деле все совсем не так: село как село, каких в России тысячи: разрушенный колхоз, старички на лавочках, редки косяки гусей и очень мало молодых лиц. Среднестатистическое курское село в последнее время стало льготной «Меккой» у жителей соседних регионов и даже москвичей. Приехав в Игино и немного осмотревшись, здесь без труда можно договориться о прописке: цена вопроса – около 10 тысяч рублей.
Корреспонденту «АиФ - Курск» удалось договориться и за меньшую сумму. Небольшой домик на окраине села с радостью готов принять очередных постояльцев. Неразговорчивые местные жители уверяют, что в небольшом трехкомнатном доме уже прописаны около 30 (!) человек, и это не предел.
– А почему отказывать-то людям, когда они сами деньги платят, а жить не живут? Нам не жалко, а рубли лишними не бывают, – логично рассуждает местный старожил – дед Иван, который наотрез отказался сообщать свою фамилию.
Правда предложить свои «прописные» услуги не постеснялся, даже обещал скидку и транспорт доехать до сельсовета – лошадь с символичной кличкой Жулик.
Вообще, «резиновых» домовладений в Игино много, и не только там. В Верхне-Любажском сельсовете, на территории которого расположено село Игино, поясняют: препятствовать прописке они не могут – это закону не противоречит. Если хозяин дома хочет кого-то прописать на своей жилплощади, достаточно лишь его заявления. А сколько человек зарегистрировано на квадратных метрах – значения не имеет. Так, за минувший год население Верхне-Любажского сельсовета увеличилось сразу на 270 человек. Это притом, что умерло 60, а родилось 40 человек. Остальной «человеческий» прирост – перерегистрация.
Прописываются и в самом Фатеже, и в близлежащих селах. Радиационное облако «зацепило» также и Железногорский район, включая город горняков – второй после Курска по численности город в регионе. Правда, купить прописку выгоднее в деревне: и дешевле, и вопросов лишних не задают.
Льготы вне закона
В районной прокуратуре на ситуацию с фиктивной пропиской смотрят под другим углом, и куда с меньшим оптимизмом.
– Это правонарушение. Законом за такие действия предусмотрена уголовная ответственность по ч. 1 ст. 159 «Мошенничество», – говорит Вадим Тепляков, прокурор Фатежского района.
Однако, ни одного реального претендента с судом и приговором пока не было. Но первые шаги в этом направлении уже сделаны. Региональное отделение ФСС по Курской области инициировало прокурорскую проверку по факту неправомерной выплаты социального пособия в зоне, подвергшейся радиационному загрязнению. За выплатами в таких населенных пунктах специалисты соцстраха намерены следить особо пристально. Тем более, что обнаружить «мертвые души» на деле не сложно: достаточно опросить соседей по месту прописки и проверить, где ребенок получает медицинское обслуживание и прививки. В других регионах похожие эпизоды уже дошли до суда, и некоторые особо предприимчивые селяне получили реальные сроки.
В Игино судов не боятся: местные жители себя мошенниками не считают, потому что никого не обманывают, разве только чуть-чуть, да и то – чиновников, которые «и так себе понахапали, а честным людям не дают». Кстати, большинство смертей в Игино – онкология. Врачи только разводят руками: «Что вы хотите? Радиация!».
Смотрите также:
- Справки хранить вечно? Какие «бумажки» надо беречь, а что можно выкинуть →
- Кто стучится в дверь ко мне? Как отличить официальных лиц от жуликов →
- Встать на сторону людей →