Пожарные каланчи Москвы

   
   

■ Древнейшую и самую почтенную московскую каланчу можно найти по адресу: Селезнёвская ул., д. 11а. Назначение здания отличается завидным постоянством - в позапрошлом веке здесь располагалась Сущёвская полицейская часть, ныне - музей МВД. Построенный в первой половине XIX в., дом пользовался скандальной популярностью. Предвосхищая рассказ Рея Брэдбери «451◦ по Фаренгейту» лет на сто, пожарные Сущёвки не только следили за возгораниями и боролись с огнём, но и жгли запрещённую литературу. По воспоминаниям Гиляровского, пожарные части неоднократно вводили москвичей в заблуждение: «Что это за дым над Сущёвской? Пожар? Не беспокойтесь, ничего, опять «Русскую мысль» жгут!» Иные горожане, впрочем, искренне любовались выездами пожарных на дело - тяжеловесы-битюги, запряжённые в помпы сущёвцев, были великолепной золотисто-лимонной масти. Правда, один раз пожарные нарвались на скандал. Обер-полицмейстер Арапов разрешил использовать пожарных в качестве театральных статистов. Ставили «Хижину дяди Тома». Брандмейстер с командой, загримированные под негров, сидели на сцене. Вдруг - нарочный с повесткой: «Пожар на Никольской!» Наши молодцы, как были - в гриме, едва успев нахлобучить медные каски, рванули на пожар. На следующий день вся Москва говорила о том, что близок конец света - давеча видели скачущих чертей с чёрными рожами…

■ ЕСЛИ на Сущёвке расправлялись с нелегальными книгами, то каланча Рогожской полицейской части видела конечный результат вольнодумия и бунта - мимо неё проходила знаменитая Владимирка, тракт, по которому этапы каторжан начинали свой путь к Владимирскому централу и дальше в Сибирь. Здание на Николо-Ямской ул. (нынешний его номер - 54) некогда было обычной городской усадьбой. А ровно 190 лет назад город выкупил дом, разместил в нём полицейских и пожарных. Каланчу, правда, присобачили лишь в 1862 г. И прослужила она до приведения в действие Генплана реконструкции Москвы 1935 г. Тогда её снесли, здание отдали под жильё. Но - бывают же приятные чудеса - совсем недавно, в 1995 г., дом передали коммерческой фирме, которая неожиданно реконструировала бывшую полицейскую часть и восстановила каланчу. Кстати, кони рогожцев были вороными.

■ СПРАВЕДЛИВОСТИ ради надо сказать, что после революции каланчи не только сносили, но и строили. Советские новоделы изяществом форм не отличались, зато их было много. Сейчас «в живых осталось» порядка 30 таких башен. На какие-то не обращают внимания, какие-то могут и снести. Каланче, расположенной по адресу: Ленинградский пр-т, д. 71а, можно сказать, повезло. В принципе, новоделы не признают за памятники архитектуры, но конкретно данная вышка находится в зоне церкви Всех Святых в бывшем селе Всехсвятском. Поэтому здание пожарной части и саму каланчу помиловали, правда, приспособив под объекты торговли и услуг.

Удивительно, что хоть какие-то каланчи дошли до наших времён. Ещё в 1901 г., когда загорелась гостиница «Метрополь», пожарные получили тревогу по телеграфу, хотя до Тверской полицейской части было не более версты. Тушили гостиницу все 17 московских пожарных частей. Но она полыхала 2 дня, пока не выгорела изнутри дотла.

Смотрите также: