Действительно, для устоявшейся народной традиции ближе понимание иных «праздных», «нерабочих» дней — православных праздников, как великих, относящихся к Господу Иисусу Христу или Богородице, так и малых, относящихся к святым, будь то Святитель Николай Мирликийский или Архангел Михаил. Российский народ, хоть и воспринимает субботу издавна как первый из двух положенных по закону выходных, при этом мало задумывается над историей и смыслом субботы. Постараюсь пояснить, откуда у нас два нерабочих дня в конце недели.
О субботе
Самое начало Библии подробно говорит нам о творении Богом всего мира. Рассказ этот представляет дела Божьи в хронологическом порядке по «дням» от первого до шестого. К примеру, в четвертый «день» появились светила «на тверди небесной», в шестой — животные и человек. В завершении повествования о творении сказано: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой». А далее Библия говорит о дне седьмом: «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».
Современному человеку трудно понять исторический смысл и значение этого повествования. Некая присущая древнему израильскому народу напряженность, отстаивание религиозной самоидентичности, стремление остаться собой среди множества сильных языческих народов непонятно мировоззрению и опыту большинства современных людей. Однако именно эти мотивы преследуют библейские авторы, открывая правду о Боге, возвещая волю Его. Бог Израиля — Единый и Истинный — Творец, давший жизнь мирозданию. Но Он не промежуточный «рабочий божок», а Тот, Кто почил от всех дел Своих, Кто имеет право на покой, на своего рода молчание. Есть мнение, что для архаичного сознания именно эта особенность Бога говорила о Его главенстве и превосходстве над иными богами.
В этом контексте полемичности с другими древними религиями вполне понятна заповедь о субботе. Всем известно, что есть десять библейских заповедей (Исх.20:2-17), но не все знают, о чем они и как появились. Желающих узнать отошлю к поисковым системам в интернет. Тут лишь упомяну, пророк Моисей провозглашает заповеди в годы скитания израильского народа по пустыне, в годы формирования в Израиле своего собственного образа жизни после долгого египетского пленения. Четвертая заповедь Божья говорит именно о субботе: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его». Более того «шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх. 31:
Понятно, что суббота дается израильскому народу как ясный зримый знак Завета с Богом, как знак отличия Израиля от остальных народов. Но есть и нечто еще. Известный богослов протодьякон Андрей Кураев напоминает, что в период Исхода евреи не имели своей земли, более того, они кочевали. Вместо священного пространства или места, каковые были тогда у всех языческих народов, Бог дает Израилю священное время, священный день, посвященный Богу. Человеческая жизнь нуждается в ясно очерченных «святынях», в чередовании священного и мирского, поэтому суббота — это своего рода храм Израиля не только до прихода в Иерусалим, но и в последствии в эпохи пленений.
Ко времени жизни Иисуса Христа суббота как день покоя была глубочайшим образом, вплоть до мельчайших предписаний, вплетена в жизнь израильского народа. Для нас важно, что Господь Иисус Христос не отменяет заповедь Божью, Он лишь ясно расставляет приоритеты.
Евангелисты донесли до нас несколько свидетельств. Вот одно из них. Иисус пришел в синагогу. Там был человек с сухой рукой. За Иисусом следили, не станет ли Он лечить его в субботу, чтобы потом обвинить. Иисус говорит человеку, у которого была сухая рука: «Стань посредине», — а их спрашивает: «Что позволено делать в субботу: добро или зло? Спасти жизнь или погубить?» Они молчали. Иисус гневно оглядел их, сокрушаясь о том, как они слепы, и сказал человеку: «Протяни руку». Тот протянул — и рука стала здоровой.
В другой раз, обращаясь к обвинявшим Его в нарушении субботы, Иисус сказал известные всем слова: «Если бы вы знали, что значит: „Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений“, вы бы не стали осуждать неповинных. Суббота создана для человека, а не человек для субботы. Поэтому Сын человеческий — господин и над субботой».
Как появилось воскресенье?
Евангелисты много говорят о распятии, смерти воскресении Иисуса Христа. Распятие произошло в пятницу. Суббота — день смерти Иисуса, день Его покоя. Напомню, что для израильтян суббота — седьмой, последний день недели. Воскрес Господь, как сказано в Евангелиях, «когда минула суббота», «на рассвете следующего дня», в «первый день недели».
Христиане не имеют ясного предписания в Священном Писании праздновать именно день воскресения Иисуса, день следующий за субботой. Они имеют заповедь в память о Господе Иисусе собираться, молиться, «преломлять хлеб», то есть причащаться Тела и Крови Христа. Но совершенно понятно, что традиция собираться именно в «день Господень», то есть после субботы, сложилась достаточно быстро и была распространена уже к середине второго века. Первый день недели стал днем воспоминания воскресения Христова и днем совершения Евхаристии. К примеру, известный христианский апологет и мученика Иустин Философ (+165) оставил такое свидетельство: «В так называемый день Солнца бывает у нас собрание в одно место всех. В день же солнца мы все вообще делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес от мертвых».
Уже в третьем веке участие в воскресном собрании и причащение стало одной из главных обязанностей христианина, отказ от которой порицался. Более весомое значение воскресного дня по отношению к субботе, во многом даже затмившего «день покоя», сформировалось ко времени правления первого римского императора-христианина Константина Великого (+337), который провозгласил «день Солнца» днем отдыха в Римской империи для судей, горожан и ремесленников и обязал солдат-христиан участвовать в воскресном богослужении.
Исследователи полагают, что кроме самого факта воскресения Иисуса «в день после субботы» возвышению воскресенья послужили несколько моментов. С одной стороны, первые христиане находились в достаточно жесткой полемике с «иудеями» — приверженцами «ветхого закона», отвергающими Христа Спасителя. В этом контексте вполне понятно прохладное отношение к обрядовой стороне субботнего дня. Правда, справедливости ради, надо заметить, что христиане иерусалимской общины чтили «закон» и, как мы помним, ради их ревностного отношения апостол Павел при посещении Иерусалима исполнял обрядовые предписания и даже обрезал своего ученика Тимофея.
С другой стороны, во второй половине первого века Рим вел достаточно жесткую войну с иудеями, результатом которой стало сначала разрушение Иерусалима, а в последствии и изгнание иудеев. Существовал даже запрет на иудейскую религию по всей империи, особенно преследовалось соблюдение субботы. Но это же время — период наиболее активной проповеди апостолов-учеников Христа, период возникновения и взросления первых христианских общин по всей Римской империи. Христиане, прежде всего христиане из язычников, то есть этнические не-евреи появились фактически во всех крупных городах. Вполне понятно некоторое «отмежевание» христиан от иудеев, которое привело к более яркому в обрядовом смысле празднованию «дня Господня», чем субботы.
И третье обстоятельство, пусть и косвенно повлиявшее, состояло в том, что «день после субботы» у римлян, поклонявшихся среди прочего и Солнцу, именовался соответственно «День Солнца» (отс. англ. Sunday). Совпадение с ним воскресного дня для древних христиан имело радостный оттенок. Библейское пророчество именует Христа Солнцем Правды: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4, 2).
Как сегодня относятся воскресенье и суббота
Сегодня в Православной Церкви воскресенье — день Господень, день, когда вспоминается воскресение Господа Иисуса Христа, когда служится Литургия, и верующие причащаются Тела и Крови Христа. Традиционно в этот день отлагаются всякие житейские заботы ради участия в воскресном богослужении. Церковные правила порицают христиан, не присутствовавших на Евхаристии и, следовательно, не причащавшихся Тела и Крови Христовых более чем три воскресенья подряд. Важно понимать, что труд или житейские заботы сами по себе не осуждаются.
Воскресение для христиан — это день радости и поэтому несовместим с постом или трауром, в частности запрещено коленопреклонение. Частичное воздержание от тех или иных видов пищи допускается. Пост же, как полный отказ от еды и питья в воскресный день исключен. Главный признак воскресной радости и отсутствия поста — это обязательное совершение Евхаристии. Запрет траура в воскресенье, в частности, влечет за собой запрет совершать в этот день поминальные богослужения без крайней необходимости:
Суббота в православной традиции, как и полагается, имеет особый статус. Отменить празднование субботы, установленное Богом, никто не может. Никто не может и перенести значение и смысл субботы на воскресенье. Если внимательно отнестись и к православному богослужению, и к богословию, то со всей очевидностью станет понятно, что суббота — праздничный день. Христиане лишь не соблюдают некоторые обрядовые предписания, связанные с субботой, в частности не соблюдается со всей строгостью субботний покой. При этом суббота равночестна с воскресеньем и пост в субботу так же запрещен церковными правилами. Для православных христиан празднование воскресенья — это не перенос субботнего праздника, но самостоятельный праздник, не отменяющий собою чествование субботы.
В заключение следует ответить на вопрос, кстати сказать, имеющий отношение только к христианам: «Можно ли в субботу и воскресенье работать?». Я уверен, что каждый может решить для себя сам, исходя из приведенных выше слов Господа Иисуса Христа: «Что позволено делать в субботу: добро или зло? Спасти жизнь или погубить?»; «Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений»; «Суббота для человека, а не человек для субботы».
Юрий Белановский, заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве |