Юрий Белановский: Почему Рождество никак не станет праздником для всех?

О самих событиях Рождества Христова я подробно писал в одной из прошлых заметок. В этот раз, накануне великого праздника я попробую ответить на вопрос, почему Рождество Христово за 20 постсоветских лет так и не стало настоящим общенародным.

   
   

Я думаю, что Евангелие - такая книга, которую в России трудно, почти невозможно прочесть, как «новинку», воспринять ее как «премьеру», прочесть в ней именно то, что написано, по настоящему удивиться, а не увидеть в тексте известные всем набившие оскомину "штампы". Другое дело - первая книга про Гарри Поттера. Это действительно была «новинка». Да, древние мифы, саги, легенды про магов и волшебство многим знакомы, но история о «мальчике, который выжил» захватывала читателя своей новизной и непредсказуемостью. Евангелие же, как жизнеописание Христа в этом смысле проигрывает новомодной сказке, ведь даже те, кто Новый завет никогда в руки не брал и не задумывался о том, где его купить, «знают» о Христе и о христианах слишком много, чтобы Благая весть (именно так переводится «Евангелие») стала для них действительно новой.

Для многих Рождество Иисуса Христа и Его жизнь, как бы висят в воздухе, они не имеют исторических, географических и культурных привязок, воспринимаются, как миф, как легенда. В таком случае, и я это прекрасно понимаю, очень трудно праздновать нечто не имеющее отношение ни к истории, ни к реальности. Один из выходов из сложившейся ситуации - обратиться к литературе. Ну, хотя бы к ставшим уже хрестоматийными книгам: «Сын человеческий» (протоиерей Александр Мень), «Жизнь Иисуса Христа» (Ф.Фаррар), «Неоспоримые свидетельства» (Д. Макдауэлл) и «Вечный человек» (Г.Честертон). Я каждого призываю эти книги прочесть, чтобы не быть профаном. Но насколько чтение решит все вопросы – я судить не берусь. Скорее всего, не решит.

Рождество Христово в постсоветской России, не успев стать «новой темой», стало «обыденностью». Всем в подробностях «известны» описания Рождества, поклонения пастухов и волхвов, а так же безумная жестокость царя Ирода. Не знают люди только одного, какое отношение родившейся в Вифлееме Младенец имеет к ним и их жизни? И пока ответа не будет, на фоне чреды событий, поглощающих нас, «Рождество Христово» не прозвучит, не пробьется до сердец людей, не смотря даже на частые упоминания.

Был в первом веке нашей эры известный историк Иосиф Флавий - выходец из еврейского народа. В конечном итоге он поселился в Риме и в назидание всему человечеству оставил исторический свод жизни Израиля. Среди прочего, Флавий подробно описал владычество Рима над Израилем – как раз тот период, когда в Вифлееме и родился Иисус Христос. Напомню, что это было «во дни Ирода царя». Иосиф Флавий посвятил правлению этого тирана большую часть книги. Приведу лишь крохотную часть оглавления описанных событий: Ирод утвержден Августом в царствовании и щедро награждается милостями; ему возвращена часть царства, отнятая Клеопатрой; смерть первосвященника Аристобула и Гиркана, а также жены Ирода Мириаммы; оклеветание сыновей Мариаммы; злокозненность Антипатра и Дориды; Глафира - виновница ненависти к Александру; помилование Ферора, заподозренного, и Саломеи, уличенной в заговоре; Евнухи Ирода подвергаются пытке; Ирод, с разрешения императора, выступает обвинителем своих сыновей, которые, не будучи представлены собранию, осуждаются и т.д.

По-моему, вполне можно сегодня составить аналогичный перечень событий, говорящий о правителях, о выборах, о назначениях новых чиновников, об арестах, о договорах, подписанных с другими странами, о ценах на нефть и т.д. и т.п. Согласитесь, «Рождество Христово» не вписывается ни в древний перечень, ни в нынешний. И дело тут не только в том, что жизнь людей идет своим чередом и от нее никуда не деться. Я думаю, и не надо никуда деваться. К примеру, очень многое для граждан по-настоящему зависело когда-то от признания Ирода в Риме или сегодня зависит от цены на нефть. Дело в том, что настоящим и значимым «событием» Рождество становится только для тех, кому действительно важно знать кто же такой Иисус Христос, почему Его именуют Богом и Человеком. Иными словами «событие» Рождества по своей значимости должно перевесить повседневность.

Евангелие, поведав нам тайну рождения Иисуса, не зря умалчивает о Его жизни до момента выхода на проповедь. Нам известны лишь последние три года жизни Спасителя, то есть 1/10 часть. Насколько я понимаю, для Благой вести Рождество – очень важное, многое объясняющее, но все же дополнение к теме личной встречи Иисуса и тех, кто доверился Ему или его ученикам. Помните, знакомство с Иисусом происходит благодаря Иоанну Крестителю, прославившемуся не столько чудесами, сколько личным религиозным подвигом, нравственной аскетической жизнью, жизнью по заповедям Бога. Именно Он указал народу и ученикам Христа Спасителя.

   
   

Я думаю, так должно быть и сегодня. Рождество Христово – раскрытие тайны Боговоплощения, тайны Богочеловечества Христа, но оно становится значимым и важным лишь, когда знание о Христе, о Его заповедях, а вернее знание Самого Христа сможет перевесить общий информационный поток лично для конкретного человека. Смысл тут не в «чуде», не в «значении» события, не в парадоксальности факта или философском осмыслении, а в личной встрече с Богом или Его учениками. Я говорю не о мимолетной встрече, как бывает между прохожими на улице, а о встрече, что бывает между юношей и девушкой, когда они вдруг поняли, что любят друг друга, что каждый из них уникален, единственен и бесконечно дорог.

Рождество христово – это религиозное, а значит вечно живое событие, оно не складывается из «легенды», «праздничного стола» и «подарков». Рождество Христово требует личной веры и личного отношения к Тому, кто родился, ведь для христиан именно Он – Живой и Личный Бог, Он – Тот, к Кому можно обратиться с молитвой, Он – Тот, Кому можно причаститься. 

 
Юрий Белановский, заместитель руководителя

Патриаршего центра духовного развития детей

и молодежи при Даниловом монастыре в Москве

 

 

Смотрите также: