Демократия шпрот. Как живет Латвия без СССР

«К нам в 90-е годы из-за границы (США, Канады, Швеции) вернулись не предприниматели, а неудачники, как я их называю, - заявил «АиФ» Александр Гапоненко, глава Института европейских исследований

(г. Рига). - Они пошли в политику, стали рулить страной, которую и довели до нищеты. Наша экономика существует в уродливой форме, потому что этнический вопрос у нас довлеет над всем остальным». Когда-то самая развитая в промышленном отношении из всех экс-республик СССР, сегодня Латвия едва сводит концы с концами. Её внешний долг уже превысил 7 млрд евро.  

   
   
Интернет-опрос
Для вас Латвия - это...

■  Место, где к россиянам относятся недружелюбно,  - 

42% (1143 голоса)

■  Раймонд Паулс и Вия Артмане - 23% (615 голосов)

■  Юрмала и балтийский берег - 19% (507 голосов)

■ Рижский бальзам и шпроты - 16% (429 голосов)

Всего голосов: 2694

На заработки - в Европу

«Да, у нас треть страны - на заработках в Европе. Только за прошлый год 160 тыс. чел. выехали из Латвии», - огорошил меня знакомый латвийский бизнесмен Михаил, когда я спросил его, почему на улицах Риги так пустынно.

На развалинах...

В советские времена Латвия славилась не только шпротами и знаменитым на весь мир рижским бальзамом, но и крупными промышленными предприятиями, на которых работало несколько сот тысяч человек. Сегодня от былой промышленной мощи не осталось и следа. Ненависть ко всему советскому была столь сильна, что за последние 20 лет Латвия сознательно избавилась от всего наследия Советского Союза, в том числе от промышленности и сельского хозяйства. Не работает ни один из гремевших когда-то заводов: завод электроники ВЭФ, радиозавод имени Попова, завод полупроводников «Альфа», автозавод РАФ и др. Никто из политиков и управленцев, от которых зависела судьба страны, в 90-е гг. не думал о том, что разрушение промышленного потенциала повлечёт за собой большую безработицу и отток населения за рубеж.

«Развал единого экономического пространства, который произошёл вместе с развалом СССР, больно ударил по всем экс-советским республикам, - говорит мэр Риги Нил Ушаков. - Но больнее всего - по Латвии. Потеря огромного экономического потенциала, связанного с сельским хозяйством и промышленностью, стала самой большой ошибкой независимой Латвии. Правда, любой самый допотопный китайский видеомагнитофон выглядел лучше, чем произведённый здесь. При определённой поддержке государства что-то всё-таки можно было сохранить и модернизировать. Также был нанесён большой ущерб и сельскому хозяйству. Если вы обратили внимание, сегодня значительная часть сельхозпродуктов, продающихся в латвийских магазинах, произведена в Литве. Наши соседи в отличие от нас поступили с колхозами более рационально - они их переформатировали в частные фермерские хозяйства».

«В 1991 г. к власти в Латвии пришла бюрократия, - говорит Александр Гапоненко, президент Института европей-

ских исследований
. - По своему этническому составу она была преимущественно латышской, а по социальному составу это в основном выходцы из всевозможных творческих союзов, а также репатрианты, жившие за границей и вернувшиеся обратно. Они совершенно не разбирались ни в государственном устройстве, ни в экономике». По мнению экономиста, бывшую госсобственность попросту растащили на кусочки. В результате доля промышленности в производстве национального продукта снизилась с 45-50% до 12 в настоящее время. Сегодня на месте бывших крупных предприятий либо торговые центры, либо заброшенные территории. «В этом развале, - продолжает А. Гапоненко, - был ещё и социальный замысел. Представители бюрократии и буржуазии, дорвавшиеся до власти, очень боялись хорошо организованного рабочего класса, трудившегося на этих предприятиях. При малейшем социальном взрыве рабочие, объединившись, могли просто разнести всё к чёртовой матери». В результате государственная казна сегодня пополняется за счёт доходов деревообрабатывающей сферы, фармацевтики, портовых и банковских услуг. И конечно, налогов.

«Сегодня даже сами латыши, - сокрушается предприниматель Михаил, - выезжающие на заработки за границу, часто отказываются от гражданства. Если ты гражданин Латвии, то, выезжая на заработки, допустим, в Великобританию, не можешь занимать некоторые должности - там существуют ограничения, если ты не резидент. А отказ от латвийского гражданства автоматически снимает эти ограничения».

С одной стороны, вступление в Евросоюз дало гражданам Латвии свободу перемещения по Европе, с другой - страна подсела на западные кредиты и гранты и сегодня по уши в долгах. «Латвия - фискальное государство, - жалуется Михаил, представитель малого бизнеса, - налоги повышаются чуть ли не каждые полгода». Сегодня НДС составляет 22%, тогда как ещё полгода назад был 18. Подоходный налог - 25%. Государство обязывает своих граждан платить ещё и с прироста капитала. Например, лежит у тебя вклад в банке, с процентов, заработанных на нём, ты должен отдать десятую часть государству. «Транспортный налог подняли в три раза, - раздражается другой мой собеседник, таксист Айварс, едва я завожу с ним разговор о налогах. - Если машина числится на компании и сотрудники пользуются ею в личных целях, то ещё нужно заплатить в госказну 40 латов в месяц. Абсурд! Да, у нас низкие процентные ставки на кредиты, в среднем 8, даже 2-3% годовых есть. Но ты попробуй взять такой кредит! Людям по-прежнему платят в конвертах, поэтому получить справку о реальных доходах невозможно, вот и не дают больших кредитов под маленькие проценты... У меня супруга до родов, пару лет назад, работала в одной частной компании, получала 3 тыс. евро в месяц. Потом родила, ушла в декретный отпуск. И сейчас ей платят пособие по уходу за ребёнком: полтора доллара в день (82 сантима) - такие нынче пособия на детей, притом что молоко стоит больше двух долларов. Как на эти деньги детей прокормить?»

   
   

Мальчишник в Риге

«Это здорово, что много народа уехало, - рассуждает о плюсах оттока населения рижский бармен Владимирс. - В ресторанном или туристическом бизнесе освободилось много рабочих мест. Сегодня найти работу официанта или бармена вообще не проблема». По его наблюдениям, в последнее время Рига стала настоящей Меккой алкотуризма для европейцев. «Те же финны, - охотно делится наблюдениями работник общепита, - когда сюда приезжают, у них глаза разбегаются от обилия дешёвого алкоголя. Они зайдут в бар, прикинут. А потом всё равно идут в магазин, набирают полные пакеты бухла и сидят в номерах, глушат». На выходные столица Латвии и вправду наводняется туристами из Европы, преимущественно из Великобритании. По городу то здесь, то там натыкаешься на стайки молодых ребят, одетых так, будто они вышли из дома на пять минут за хлебом. Несмотря на холодную погоду, многие обуты в дешёвые матерчатые тапочки и даже шорты, но при этом в зимних шапках-ушанках. «Наши рижанки разводят этих англичан, как лохов, - усмехается Владимирс. - В Европе легенды ходят о доступном латвийском алкоголе и девушках, вот они и ездят к нам на мальчишники. Если с алкоголем нет проблем, он дешевле, чем в Лондоне, раза в два, то с девушками всё не так просто - процветает банальная консумация. Девушки знакомятся с туристами в одном баре, затем уговаривают их перейти в другой, более «престижный», где иностранцев и раздевают в буквальном смысле догола. В результате возвращается такой домой с мальчишника и думает: «Как это так, я всё спустил, а ничего не получил?»

Полная свобода

«Латвия - демократическая страна, - ответил А. Гапоненко, когда я спросил его о плюсах латвийской независимости. - Я часто выступаю с критикой властей, за которую в Литве меня бы уже посадили. Моего друга Альгирдаса Палецкиса (лидер «Социалистического народного фронта». - Ред.) в Литве осудили на год условно за «отрицание советской оккупации и агрессии». Он лишь сказал, что в январе 1991 г. с Вильнюсской телебашни «свои стреляли в своих». Так что у нас в этом смысле более демократическое устройство и большая свобода слова». С латвийской демократичностью я столкнулся, когда встречался с мэром Нилом Ушаковым. Во-первых, у меня ни разу не потребовали документов. Во-вторых, в здании мэрии я обнаружил двух беспородных котов, которых глава города переселил туда из приюта, преподав горожанам урок гуманизма. «Зачем вам коты?» - спросил я мэра.

«Это делает обстановку на работе уютнее», - с улыбкой ответил он.

Знаменитости

Из Латвии с любовью

Самый популярный в Интернете житель Латвии - рижский сантехник и блоггер Слава Сэ, фразы из книг которого растащили на цитаты: «Есть некая фальшь в трезвых дворниках…», «Раньше я избегал с котами отношений, потому что не знал про них столько хорошего…», «Меня теперь вот что беспокоит: если человеческий самец (38 лет, 85 кг, лысый) приносит с улицы котёночка, он ещё мужчина или сразу малахольный идиот?», «Паулс пишет ноты от руки. После него ноты пахнут одеколоном и табаком… Этот секрет мне открыла пианистка местного театра. Она вытащила из шкафа ноты и дала понюхать. И сама понюхала, и сверкнула слезой: «О боже!» - и спрятала назад в шкаф…»

Взгляд изнутри

«По СССР не скучаем, но Россию уважаем»

Главный редактор «Форбс» в Латвии Роландс Фелдманис:

- Во времена СССР Латвия была одной из самых привилегированных республик. У нас производились бытовая техника (утюги, кофеварки, стиральные машины), электроника. К сожалению, не удалось сохранить большинство промышленных предприятий, но некоторые из них продолжают работать. Например, Рижский электромашиностроительный завод производит электродвигатели для московского метро. В целом за эти 20 лет в Латвии всё сложилось неплохо. Валовой продукт вырос в 10 раз. Официальная средняя зарплата в Латвии - 700 долл., неофициальная - ещё выше. После вступления в Евросоюз в 2004 г. открыли границы, и в страну пришёл западный капитал, который сильно влияет не только на нашу деловую жизнь, но и на светскую. Основной капитал идёт из Скандинавских стран. У нас 32 банка, четверть из них принадлежит выходцам из СССР (Россия и Украина). Люди живут небогато, но размеренно. В последнее время снова растёт интерес к Латвии со стороны России. Более ⅔ новых юрмальских особняков принадлежит россиянам, которые стали чаще ездить в Ригу и Юрмалу. В Латвии больше не скучают по СССР, но ценят и уважают Россию.

Тогда и сейчас

«У нас хаос»

Раймонд Паулс, композитор:

- Евросоюзом мы стали пока только по документам. А в реальности имеем хаос, как везде. Былая слава нашей промышленности, представленная такими гигантами, как РАФ, ВЭФ, вагоностроительный завод, - в советском прошлом. Мы - маленькая страна, лишённая природных ресурсов, добывая которые можно было бы жить припеваючи. Но за прошедшие годы наши экономисты так и не придумали, как стране зарабатывать, на чём?

Молодёжь сначала активно уезжала на Запад, а теперь многие возвращаются, понимая, что и там их никто не ждёт, а по-настоящему работать везде тяжело. И миллионером в одночасье нигде не станешь. Кто умеет устроиться, тот в любую эпоху живёт хорошо. Посмотришь, какие особняки растут вокруг, и понимаешь: как же много в новой Латвии богатых людей! Посмотришь на давно не ремонтированные дома на окраинах Риги и понимаешь, сколь сильно расслоение общества, как не хватает денег простым людям. Без денег ни экономику не поднять, ни семью не прокормить.

Смотрите также: