Почему заявление Дмитрия Медведева насчёт американской системы противоракетной обороны (ПРО) в Европе появилось именно сейчас? Что оно значит? Об этом «АиФ» рассказал Дмитрий Рогозин, постпред России при НАТО, спецпредставитель президента по взаимодействию с НАТО в области ПРО.
- В своё время Барак Обама отказался от части планов предыдущего президента США Дж. Буша по созданию систем ПРО в Европе. Это было важной частью «перезагрузки» в отношениях наших стран. Мы начали говорить о том, что Европе нужны не новые разделительные линии, а единый периметр безопасности. Важным шагом навстречу друг другу стал договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). В нём, кстати, нам удалось зафиксировать, что стратегические наступательные (ракеты) и стратегические оборонительные (радары и противоракеты) системы взаимосвязаны. На прошлогоднем саммите Россия - НАТО в Лиссабоне Д. Медведев предложил сделать следующий шаг - создать совместную ПРО исходя из «секторального» подхода.
Мы предлагали равноправное сотрудничество, совмещение информационных систем ПРО России и НАТО для совместного мониторинга ракетоопасных направлений и разработку планов противодействия рискам. Ведь именно необходимостью защиты Европы с южных направлений наши партнёры по совету Россия - НАТО оправдывали проект ЕвроПРО. Это был тест на готовность альянса идти на сотрудничество с Россией, избавившись от предрассудков холодной войны. К сожалению, предложение было отвергнуто.
Держат за дураков?
Сначала мы получили отказ от американских партнёров, за ним - написанные будто под копирку отказы из столиц европейских стран - членов НАТО. На недавнем саммите в Гонолулу Барак Обама подтвердил: США не будут давать юридических обязательств, что система ПРО не направлена против российских стратегических сил. Вместо этого нам предлагают удовлетвориться трогательными убаюкивающими заверениями насчёт безопасности России. Обидно терять доверие к партнёрам, но мы не можем позволить держать себя за дураков. «Горбачёвых» в руководстве страны нет, словам американцев никто не верит.
Об их намерениях мы судим по делам: строительство американской глобальной системы противоракетной обороны, частью которой является ЕвроПРО, продолжается. Новые радары и пусковые шахты противоракет появятся по всей Европе, с 2020 года в северных морях должна быть размещена мобильная составляющая ПРО на кораблях американского флота. Это позволит НАТО контролировать прежде всего территорию России - вплоть до Уральских гор, подорвёт стратегический баланс, ослабит наш «ядерный меч».
Только в страшном сне может присниться, что кто-либо когда-либо пустит в ход ядерное оружие. Но в мире слишком много конфликтов. Мы не можем позволить себе лишиться нашей главной гарантии от чьей бы то ни было агрессии. В этом году мы видели, как некоторые страны НАТО, по сути, напали на Ливию. Такие действия подрывают главенствующую роль ООН в мировых делах, стабильность и безопасность отдельных стран по воле альянса может оказаться под сомнением. Всё чаще в мире задаются вопросом, кто следующий: Иран, Сирия?..
Москва предупреждала
Позиция России всегда была последовательной и предсказуемой. Внутриевропейские разборки должны быть окончены раз и навсегда. Есть более острые проблемы, которые требуют от нас совместных шагов. Но мы предупреждали: если односторонние шаги в строительстве ПРО в Европе будут продолжены, вы нарвётесь на ответные меры, России придётся предпринимать адекватный военно-технический ответ на новые угрозы. Это вытекает и из того самого договора СНВ.
Своим заявлением президент подтвердил, что Россия не допустит снижения оборонного потенциала страны, но подчеркнул, что переговоры продолжатся. Если Вашингтон учтёт проблемы, которыми озабочена Москва, то и некоторые из заявленных нами мер могут не дойти до стадии реализации. Однако есть точка невозврата.
Формирование архитектуры европейской ПРО без учёта интересов безопасности России будет тем рубежом, за которым мы можем вновь получить разделённую Европу.
Ни о какой новой холодной войне и гонке вооружений при этом речи не идёт. Наши меры абсолютно адекватны с точки зрения военно-политических вызовов и асимметричны в технологическом плане. Они не повлекут дополнительных расходов, они уже учтены в принятой госпрограмме вооружений на 2012-2020 гг. Я считаю, что мы сегодня должны сказать спасибо нашим отцам и дедам, которые создали, а потом не допустили развала ядерного потенциала в тяжёлые для страны 90-е гг. Сегодня нам этот потенциал предстоит совершенствовать. Важное значение будет иметь создание войск воздушно-космической обороны, окончательное формирование которых завершится 1 декабря. Наши стратегические ракеты способны успешно преодолевать любую ПРО.
В середине декабря в рамках «большого правительства» я планирую представить доклад о возрождении оборонного комплекса страны. После него, я думаю, будут приняты меры, чтобы из разрозненных оборонных предприятий снова сделать единый мощный оборонный комплекс, который даст возможность стране вновь почувствовать себя в безопасности.
Смотрите также:
- Георгий Бовт: «Не думаю, что НАТО такая боеспособная организация» →
- «15 лет Путина: начало новой эры». Эксперты о фотопроекте ТАСС →
- Холодная война №2. Зачем РИА Новости отдали Дмитрию Киселеву? →