«АиФ» продолжает разбираться с недостатками пригородной железной дороги. Начало - в статье «Компанейский кошмар» (№ 41 за 2011 г.).
Вандалы рядом?
Если попытаться вывести формулу, как зависит регулярность движения электропоездов от погоды, приходишь к парадоксальному выводу: регулярность прямо пропорциональна температуре воздуха и обратно пропорциональна количеству атмосферных осадков. Иначе говоря, чем холодней и дождливей, тем дольше прождёшь электричку. Это экспериментальный пассажирский опыт.
Он, правда, радикально не совпадает со статистикой, имеющейся у Вадима Вершинина, начальника отдела по связям с общественностью Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК): по его данным, точность выполнения графика движения пригородных поездов превышает 99% - показатель внушительный даже по мировым меркам.
С цифрами не поспоришь! Однако почему же тогда отмены и переносы поездов так часто приходятся на самое востребованное пассажирами время? И ещё замучили пресловутые «окна» - мёртвые часы в расписании, когда поезда не ходят, они обычно съедают один из самых активных кусков дня, с 11 до 13 часов. Понятно, что требуется время для ремонтных и профилактических работ. Но почему им нельзя отвести ночные часы, когда никто никуда не торопится?
Нельзя, подтверждает В. Вершинин, так как есть такие виды работ, которые невозможно проводить ночью. Чиновник наверняка знает технологию работ на железной дороге лучше нас. Не знает он лишь одного: почему подобных «окон» не видно в расписании ни в Германии, ни во Франции, ни в Нидерландах?..
Что ещё не даёт наслаждаться поездками в электричках? Запах! Его особенно чувствуют желающие перейти из вагона в вагон. Межтамбурные стыки провоняли так, что миновать их можно лишь в противогазе. Причина очевидна: в большинстве поездов нет общественных туалетов (либо если правила соблюдены, то туалеты есть только в головном и хвостовом вагонах), а в долгом пути кого-нибудь обязательно «прижмёт». Впрочем, если страдалец даже доберётся до головного вагона, в туалет ещё надо умудриться войти, ни во что не вляпавшись, и выйти, не потеряв сознания.
Согласно санитарным нормам, влажная уборка санузлов, как и всех вагонов, проводится один раз в сутки. Четыре раза в сутки - сухая уборка и восемь раз в сутки - уборка мусора. Так что, дорогие москвичи и жители Подмосковья, то свинство, в которое мы порой окунаемся, войдя в электропоезд, - наших с вами «лап» дело, поэтому пенять и хрюкать можем только на себя.
То же самое относится к расколотым светильникам, распоротому дерматину сидений, заляпанным и разбитым окнам, намертво заклиненным дверям… По данным ЦППК, только за 7 месяцев нынешнего года разбито 331 лобовое стекло электричек, 778 окон, повреждено 18 127 диванов. Вандализм в пригородных поездах только за прошлый год обошёлся в 70 млн руб.
Как «контра» ловит «зайцев»
Наблюдательный пассажир мог бы заметить: ушли в историю такие хрестоматийные образы, как бегущие вдоль состава «зайцы» и преследующие их контролёры. Что случилось? Безбилетников внезапно заела совесть?
Не пугайтесь, их как было всегда 30-40% от общего числа пассажиров, так, вероятно, и осталось. Просто раньше пригородным транспортом ведало Министерство путей сообщения, и оно от лица государства было вправе штрафовать «зайцев». Став акционерным обществом, РЖД этой привилегии лишилась. В июне нынешнего года Федеральная антимонопольная служба определила: брать штраф с пассажиров пригородных поездов нелегитимно. Поэтому контролёров сменили кассиры-контролёры, предлагающие безбилетнику купить билет у них - разумеется, с некоторой наценкой, идущей на содержание штата этих самых кассиров-контролёров.
Кто отказывается от столь удобной услуги, вынужден решать проблему преодоления турникетов на выходе из станции. Можно часто видеть, как бодрые «зайцы» резво карабкаются на проволочные заборы, ныряют в спасительные «дырки» под платформой либо с акробатической ловкостью перепрыгивают через турникеты. Периодически на вокзалах - конечных станциях маршрутов - устраивают облавы на «зайцев»: ловцы блокируют все щели под платформами и лазейки в заборах. Несчастным приходится отъезжать от Москвы до первого захолустного полустанка и уже там искать счастья. Кстати, определённый процент трагических происшествий на железной дороге связан именно с отчаянными «зайцами», ищущими и не находящими выход под платформой.
Смотрите также:
- Велосипед в роли пассажира. Как провозить байк на общественном транспорте →
- Беру с собой велосипед. Как возить байк в городском транспорте →
- Наш тест-драйв: как лучше добираться до московских аэропортов →