Дмитрий Писаренко: Отлучка на ледоколе

   
   

«Какие планы на ближайший месяц?» – замглавного редактора был сама любезность. «Вот, собираюсь о метаматериалах написать. Это сейчас передний край науки. Еще с академиком Лаверовым интервью сделать. Интересный мужик, один из ведущих геофизиков в стране. Еще…» – «Да нет, я не про работу. Что запланировал в своей жизни на ближайший месяц?» - «А , ну к родителям в Астрахань надо хотя бы на недельку слетать. В следующие выходные семьей в цирк идем – билеты уже купили. Еще будет прощальный матч Андрея Тихонова, на него хочу сходить». – «Это все хорошо. Но есть другое, не менее интересное предложение. Как смотришь на то, чтобы на месяц отправиться в Арктику на атомном ледоколе?» - «Евгений Семенович, какая Арктика, какой к черту ледокол?! Лига чемпионов на следующей неделе начинается!»

Этот разговор состоялся дней десять назад. А сейчас я наблюдаю, как штормит за иллюминатором Баренцево море, практически сливаясь в цветовой гамме с хмурым небом, и линия горизонта едва различима в арктической дымке. Это значит, что замглавного нашел веский довод: такая поездка, возможно, бывает раз в жизни. Нельзя упускать такой шанс…

Мы вышли из Мурманска 17 сентября в 12:55. Атомный ледокол «Россия» везёт на борту экспедицию «Арктика- 2011». Пока везёт на северо-восток, потом повернёт на восток – и так почти до самой Чукотки. Главная цель – забрать полярников с дрейфующей станции «Северный полюс-38», которая сейчас находится где-то в 600 км севернее острова Врангеля, и организовать новую станцию - «Северный полюс-39». Для этого экспедиция должна еще подобрать подходящую новую льдину. На нее будет высажен экипаж и выгружено 180 тонн оборудования и снаряжения.

Шестнадцати полярникам предстоит провести в экстремальных условиях около года, и по сравнению с этим наш месячный рейд на атомоходе – так, короткая отлучка. Кто они, люди, готовые на столь длительную разлуку с домом и родными, что ими движет? – эти вопросы давно меня волновали, и возможность задать их по прямому адресу была еще одним аргументом в пользу этой поездки.

О том, что условия на ледоколе будут спартанскими, организаторы – госкорпорация Росатом, в ведении которой находится атомный ледокольный флот России – предупредили заранее. Никакого радио, телевидения и интернета. Можно послать письмо по электронной почте, но отправлять его будет радист через специальный спутниковый канал, и это стоит немалых денег. Туалет и душ – в коридоре. С собой пришлось взять кружку, ложку и вилку, а в каюте нас четверо. В общем, всё почти как в старые добрые студенческие времена, и если вы брезговали в молодости жизнью в общаге, вам бы здесь тоже вряд ли понравилось. Правда, есть кардинальное отличие от того же студенческого общежития – пронос алкоголя на борт атомохода категорически запрещен. Контроль при досмотре строже, чем в аэропорте. А чего стоит рекомендация прихватить с собой в плавание месячный запас питьевой воды? Нет, на ледоколе воды в достатке, но она либо техническая, либо дистиллированная. Так что пришлось закупать в Мурманске 5-литровые бутыли. И простой арифметический расчет показывает: запасы таковы, что в сутки придется пить не более полулитра.

Вопросов, ответы на которые хочется получить в течение ближайшего месяца, масса. Про загадочных полярников уже сказал. Еще интересно узнать, как устроен ледокол и в чем его принципиальные отличия от других судов. Как выглядит местный быт, чем кормят экипаж? Какие есть у ледокольщиков приметы и традиции? Об одной из них уже рассказал Александр Баринов, капитан ледокола «Ленин». Это легендарное судно стоит в Мурманске у причала и, хотя его атомная установка давно демонтирована, «Ленин» считается действующим ледоколом, не списанным. Так вот, по словам Баринова, любимым фильмом ледокольщиков в свое время стали «Покровские ворота». Его смотрели перед каждым выходом в море, подобно тому как космонавты смотрят «Белое солнце пустыни» перед отправкой на орбиту. Сохранилась ли эта традиция по сей день, я обязательно узнаю у капитана «России» Александра Спирина.

   
   

Не сомневаюсь, что читателям «AиФ» и www.aif.ru тоже есть что спросить у экипажа ледокола и членов экспедиции «Арктика-2011». Вы можете сделать это здесь. Ваш вопрос будет передан по электронной почте радисту судна - через тот самый спутниковый канал. А он уже передаст его мне. 

 

Смотрите также: