Что бы вы предпочти, уважаемые читатели и читательницы? Вариант первый: чтобы у вас было красивое лицо, идеальная причёска и (кому требуется) красивый макияж, но при этом — гнилые зубы и целый букет хронических заболеваний всех органов с регулярными обострениями, внешне о которых догадаться нельзя?
Вариант второй: чтобы лицо у вас было так себе, макияж отсутствовал, а волосы — лохматы, но вымыты и расчёсаны, полость рта санирована, и в остальном вы тоже практически здоровы. В космонавты вас, может, и не возьмут, но настроение от гастрита и колита не испортится?
Подождите, не шумите! Я понимаю, что для людей взрослых второй вариант не то, что предпочтителен, — единственно возможен. Потому что они уже знают, какова цена здоровью, а какова — красоте. Но ведь среди нас есть и более юные читатели, ещё по-настоящему не узнавшие, что это такое — настоящая боль, которая не уходит, а только ворочается в тебе с левого бока на правый, с острого угла на тупой. Им хочется щеголять хорошенькими мордашками, и ради этого они даже готовы говорить сквозь зубы, которые боятся лечить.
Это я не про отцов и детей, а про мэров, практически всех сразу, потому что всё, что я видела в совершенно разных городах страны повторялось с точностью до запятой.
Впечатление такое, что руководители этих самых городов и есть те самые хорошенькие, но гнилые внутри тинейджеры. То есть не они сами, а их подход к городским проблемам.
Опять же понятно, что местные бюджеты — небольшие, но не настолько небольшие, чтобы их можно было потратить без шика и цыганщины.
Ведь на мэров в смотрит если не вся, то Единая Россия, блюдёт, заметно ли поменялось подшефное муниципальное образование под властной дланью наместника за срок его мэрства.
А потому городские головы тратят все скудные миллиарды рублей помимо своего усмотрения, на «благоустройство». Это то, что бросается в глаза, если не ровён час понаедет начальство из федерального центра. Например, чтобы приблизиться к равноудалённому народу. Так сказать, «ноздрями землю втянуть», как поётся в песне.
Поэтому каждый мэр своим долгом считает оборудовать в самом центре памятник какому-нибудь отцу или матери-основательнице (как правило, это либо Пётр I, либо Екатерина, либо кто-то из их любимчиков — других-то государей за историю в тысячу с лишним лет у нас не было), фонтан (лучше несколько) и пешеходные зоны. Если есть реки и другие акватории — набережные, если нет — условно-исторические улицы с лубочными фонарями и каким-нибудь бронзовым скульптурным новоделом, претендующим на чувство юмора. Памятники бутылке водке, банке сгущёнки или Лёне-Голубкову-купившему-жене-сапоги в чести во всех Федеральных округах.
Можно еще открыть какой-нибудь парк, рощу или тропу с прицелом на демографический бум: Мост Влюблённых, Аллея Любви, Качели Поцелуев, — это практически всегда дёшево, трогательно и плохого вкуса. То есть может понравиться «простому рабочему люду».
Собственно, всё. Деньги кончились. Остальные нужны на мелкие расходы — личные нужды, социалку, медицину, образование и культуру. А то и спорт, не будем пессимистами.
Ещё, конечно, ЖКХ. Надо обязательно иметь в спальном районе какой-нибудь новый «энергосберегающий» дом, чтобы показывает его всем, кто понаедет интересоваться, как исполняется
Выглядят результаты такой градополитике блестяще, с мокрым эффектом, начальство довольно, а административная единица и его руководители награждаются титулами «самых-самых» — красивых, благоустроенных, лучших и т.п.
Реально же город и его жители все глубже и глубже проваливаются в углубляющуюся выгребную яму проблем.
Проблемы, собственно, понятны — это то самое, что подразумевается, как «мелкие расходы». Люди продолжают мерзнуть, сыреть и протекать в сгнивших ещё до эпохи исторического материализма домах, ломать ноги в подъездах без света, но с запахом; а из прилегающих территорий успешно создавать стихийную парковку для своих недорогих и неиномарок.
ЖКХ требует огромных денег — и на поддержание и техобслуживание, и на ремонты, и на утепление фасадов, и, конечно, на переселение из ветхого жилого фонда в новостройки.
Это мы тут в Москве ахаем и фыркаем при виде «хрущёвок» («Как?! Их еще все не снесли?!»), а во многих регионах и они даже не считаются старыми и ветхими — их записывают в очередь на капремонт, чем вселяют надежду и радость в сердца жильцов.
Это ли не настоящий срам «великой державы»?!
С точки зрения жилищно-коммунального быта в условия жизни подавляющего большинства россиян кошмарны и бесчеловечны И вовсе не потому, что эти самые россияне мало работают и много пьют (или много работают, но мало получают), а потому что живут в настоящих бараках и хлевах без малейшей надежды выбраться оттуда или хотя бы получить крышу, которая не течёт и трубы, которые выдерживают опрессовку.
Но если спросить у мэра — доколе? Какие фонтаны, когда у вас вместо жилых домов сплошное «жекэха»? — тот не полезет за словом в карман. Он скажет, что проблемы копятся много десятилетий: сначала революция, потом Гражданская и ВОВ, потом Хрущёв и Брежнев — а вы хотите, чтобы я один за 4 года (8 лет — нужное подчеркнуть) всех взял, да и расселил? Сделал евроремонт? Посадил под окнами розы? Да у нас весь бюджет (дальше идёт сумма, равная значению Х) Х, а на это надо 5Х! Нахрапом — не решить!
Собственно, та же песня и про любую другую проблемную отрасль, которая в отличие от фонтанов не такая заметная и напористая, но ужасно капиталоёмкая.
Как всегда, хочу обратиться к нашим законодателям и П&ПМ ©, то есть президенту и премьер-министру.
Оно, конечно, понятно, что с народом, который всеми мыслями — о том, есть горячая вода или нет, — проще. Но ёлки-палки, издайте уже закон, по которому местным властям ЗАПРЕЩАЕТСЯ строить фонтаны и прочие «уголки Европы» в управляемых ими городах, пока в них остаётся хоть один неотремонтированный подъезд, хоть один ветхий дом, хоть один холодный «змеевик» в ванной!
А если замутили какую-то красивость, не очистив свои Авгиевы конюшни, — сразу подключается прокуратура. Причем не местная, а федеральная.
Потому что в условиях, когда люди, всю жизнь впахивающие на государство или на «дядю» на градообразующих производствах не могут быть лишены своих самых базовых потребностей из пирамиды Маслоу — тёплого дома и крыши над головой.
И если какой-то «эстет» с каким-то фонтаном отнимает у них право на починку текущей трубы, он вор, а не эстет.
В гробу и в белых тапочках видел трудяга ваш фонтан и клумбу с голландскими тюльпанами! Да он и в центр города-то не выезжает, не до того ему.
И не сможет ни один российский гражданин, который живёт хуже крепостного крестьянина, потом прийти на свой завод или комбинат и делать лучшие в мире автомобиле, собирать самые мощные на планете моторы или лить самый классный во вселенной металл. Не будет вам никакой модернизации, пока в подъездах облезли стены и дует в щели в окнах, не будет!
И давайте уже определимся, в чём суть нашей страны — в бессмысленном переливании струек воды или в том, чтобы её граждане точно знали, что погода в их отдельно взятом доме в буквальном смысле никогда не будет зависеть от той, что так точно спрогнозировал Гидрометцентр.
Смотрите также:
- Елена Семёнова: «А тут бац – и вторая смена» →
- Виктория Никитина: Смейтесь! Иначе умрёте →
- В поисках сортира →