Учитель: гувернёр или педагог?

   
   

Кардинальные изменения в педагогической сфере начались вместе с перестройкой. С конца 90-х гг. эту область поразил кадровый «голод». Причины - более чем банальные: низкие зарплаты (согласно опросам того времени, школьные учителя не могли позволить себе пойти в театр или на выставку), невысокий социальный статус. Как результат - нехватка тех, кто научит детей правильно писать, считать и т. д. Зачастую учителя совмещали сразу несколько мало совместимых направлений: физику и физкультуру, рисование и математику.

Во многом из-за этого изменился и национальный состав школьных педагогов. «Учительница географии моего сына приехала из Грузии, из Армении - преподавательницы математики и английского языка, - рассказала нам наша читательница Татьяна Шишкина, жительница спального района на юго-востоке города, - завуч - из Чечни. Все - интеллигентные люди, с высшим образованием. Но перебрались в наш город лишь пару месяцев назад».

Социальный портрет педагога общеобразовательной школы сегодня таков: это женщина, ей 40-47 лет, и она скорее всего не замужем, не имеет собственных детей или воспитывает их одна. «Проблема отсутствия «сильного пола» в школьных классах не нова, - пояснил пресс-секретарь столичного департамента образования Александр Гаврилов. - Вот уже на протяжении многих лет соотношение мужчин и женщин в педагогическом составе (см. инфографику) не меняется». Средняя зарплата московского учителя со всеми лужковскими надбавками, по данным департамента, сейчас составляет 21 тыс. руб. Больше всего получают «предметники» - в первую очередь преподаватели иностранных языков.

В начале прошлого учебного года столичные школы «недосчитались» порядка 300 учителей-предметников. «Молодёжь отказывается идти к нам, и учительский состав активно стареет!» - били тревогу педагоги прошлого поколения. «Большинство молодых учителей - обладателей профильного образования, перспективных педагогических кадров - воспринимают общеобразовательную школу как «перевалочный пункт», - считает Елена Кулешова, учительница русского языка и литературы с 20-летним стажем. - В то время как учителя старшего поколения, оканчивая институты, мыслили работу как дело всей жизни, старались не менять место (проработать всю жизнь в одной школе считалось престижным). Разница таких подходов объясняется просто: соображениями дохода и карьеры. Молодёжь работает в школе по 1-2 года, чтобы иметь пресловутый «опыт работы», с которым потом с лёгкостью устраиваются гувернёрами или нянечками (зарплата - в 2-3 раза выше, а ответственность - лишь за одного ребёнка!), идут преподавать на курсы, в коммерческие образовательные центры, лицеи и гимназии. В лучшем случае получают «учёную степень» и переходят преподавать в вузы».

Однако, по мнению Павла Кузьмина, председателя совета молодых учителей Москвы, ситуация медленно, но исправляется. «В городе четыре педагогических вуза, ежегодно из них в школы приходит порядка 2 тыс. молодых специалистов. Причём если в 2000 г. каждый пятый навсегда покидал школьные стены в первые три года работы (либо открывал свой бизнес, либо уходил в коммерческие структуры), то теперь отсеивается лишь 10% молодых педагогов». Для остальных создаются системы поощрения. Например, методика наставничества, когда за каждым юным преподавателем закрепляется опытный наставник, который во всём поможет и подскажет, отстоит интересы на педсовете. Из материальных - возможность субаренды квартиры у Департамента образования, льготы на проезд и, самое главное, денежные доплаты - в течение первых трёх лет работы молодой учитель получает «прибавку» в виде 40-50% от ставки.

Смотрите также: