«Если похоронят на Ваганьковском - будешь жить и после смерти»

   
   

Уже 13 лет работает этот знаменитый арт-дуэт. «Актуальное искусство - это искусство, которое создаётся здесь и сейчас, - уверен В. Дубосарский. - Оно живёт повсюду, подпитывается духом современности».

- В каждой стране у него свой потребитель, что связано с экономикой и культурой. В Германии, например, это представители средних и богатых слоёв, они коллекционируют работы актуальщиков, ходят на престижные выставки. В странах с менее развитой технологией - в основном маргиналы, радикальная молодёжь. У нас - промежуточная ситуация. В Москве актуальное искусство потребляет буржуазия. Чем дальше от столицы, тем больший интерес проявляют молодёжь, интеллектуалы, деятели культуры. Там, где денег мало, в городах с низким прожиточным уровнем, ореал у актуального искусства иной: его больше любят, больше интересуются его проблематикой, нежели коммерческой ценностью.

- Актуальное направление всегда было протестом против существующих традиций в искусстве, обществе, политики, проводимой правящим классом. Сохранилась ли эта тенденция?

- Сейчас идёт всеобщая коммерциализация искусства. Его приобретают для коллекций, музеев, фондов, печатают в журналах. Оно потеряло остроту, радикальность, индивидуальный опыт. Лишилось духовного ореола, превратилось в вещь, в товар. Но всё может измениться.

- Если говорить о преходящем и вечном, выдержит ли ваше искусство проверку временем? Будут ли о нём говорить через 100 лет?

- Чем больше времени проходит с момента создания произведения искусства, тем лучше оно обеспечено. Прежде всего в экономическом смысле. Если твои работы купили 100 коллекционеров, то они всегда будут их показывать. Если твои картины окажутся в крупных музеях, то они будут постоянно их представлять. Главное - попасть на Ваганьковское, а не на Востряковское кладбище. Если похоронят на Ваганьковском - будешь жить и после смерти. Недавно я был там и слышал такие разговоры: «А где Миронов? А где Филатов?» И для художника важно попасть в достойную могилу, что автоматически гарантирует известность. Думаю, о нас будут помнить.

   
   

- Москва играет какую-то роль в осуществлении ваших проектов?

- У нас есть проект про персонажей, которые никогда не были в Москве. Но мы их поместили в наши картины, потому что эти люди должны были побывать в Москве: Пикассо, Уорхол, «Битлз»... Мы хотели восстановить историческую справедливость. «Битлз» приезжали в Москву, но не вышли из самолёта. Пикассо должен был посетить нашу столицу, ведь он - коммунист. Простая фальсификация, хотя в этом есть нечто магическое: мы как бы возвращаем Москве то, что она недополучила, например в политической сфере.

Смотрите также: