Елена Семёнова: При чём здесь любовь?

   
   

Только не рассказывайте мне, что «любить надо каждый день, а не раз в году». Работники торговли тоже ходят на работу, как на фестиваль молодёжи и студентов, с каждым восходом солнца, но в качестве «красного дня календаря» всё-таки принято выбирать конкретную дату.

И те счастливцы, кто любит и любим в режиме нон-стоп, тоже вполне могут без оговорок и препирательств устроить своей второй половине праздник любви. Особый день. Как благодарность за то, что послано судьбой. Всё остальное вообще не важно. Только не занудствуйте и не пытайтесь примерить этот праздник на себя – устройте его тому, кого вы любите.

Однако на этом месте и начинаются отговорки. Из всех тех homo sapiens, для кого 14 февраля – так сказать, «профессиональный праздник», лишь небольшой процент действительно ХОЧЕТ ПОКАЗАТЬ своей второй половинке, КАК СИЛЬНО он её любит. Большинство  хоть вовсе и не желает оставаться в одиночестве и отказываться от любимого человека, саму по себе любовь (особенно, когда речь заходит Дне св.Валентина) начинает воспринимать, как неприятный должок, обязанность, дежурство по кухне и ежемесячную выплату по кредиту. Дескать, ё-моё, никуда не деться, придётся отсыпать сегодня этой самой любви, хотя прямо и лень, и раздражает страшно, и деньги охота на что-нибудь более интересное потратить – например, на  себя.

Накануне этого дня непременно начинает вспоминаться какая-нибудь дрянь: то всплывёт дохлой рыбой старая обида, то припомнится какой-нибудь мелкий, как битое стекло, обманчик, то испортит настроение ржавчина ревности.

Но эти поэтические нюансы так, – в парах устоявшихся и в ячейках общества.

В парах свежих, где линия сюжета ещё не перешла в «серьёзные отношения», 14 февраля тоже становится профессиональным праздником - Днём Сапёра. Потому что покажешь своей назревающей половине слишком много любви, она расценит её, как обязательство. И всё, бдыщ-раздыдыщ, ты пропал. Ты пропала. Чуть перельёт любовь через край гранёного стакана разумного, и начинается:

- А почему ты не даришь мне шубу, ты же меня любишь?

- А почему ты против, чтобы я съездил на выходные с друзьями в Сочи, ты же меня любишь?

- А почему ты не хочешь, чтобы я к тебе переехала, ты же…?

- А почему ты считаешь, что я должен на тебе жениться, ты же…?

- Как это, ты не хочешь ребёнка, ты же…?

- Как это, ты собираешься бросить работу, ты же…?

Чего же удивляться, что мы стали жадными не только в деньгах, но и в чувствах? А уж чтобы никто не мог заподозрить нас в хорошо скрываемой щедрости, сделались грубыми, резкими, неприветливыми и хамовато-равнодушными. Любовь – это усилия, эмоциональные ли, физические, направленные вовне. Усилия – это компромиссы. Компромиссы – это лишения. Не-не-не, нам порой свою пятую точку до санузла-то лень сопроводить, а вы тут с какими-то Валентинами… Впрочем, если нам всё принесут на блюдечке с той самой каёмочкой… Официант, любви два раза!

Вот так сегодня чудесным образом сложилось, что люди обоих полов стремительно начинают ожидать, любви-домработницы, любви-носильщика, любви-исполнителя материальных желаний (или, как вариант, «любви, не мешающей исполнить свои материальные желания»).

Но ведь День св.Валентина – совершенно другая история! Да неужели? В последние годы и книги, и кино, и сериалы, и реклама так прочно подсадили нас на стереотип – любовь надо доказывать делами, а дела – это либо то, что подержат в руках, либо то, что за деньги. Конечно, девушки мечтают о нежности и ласке. И это отдельная песня - акын. Если допеть её до конца, непременно выяснится, что уже в третьем куплете мужские руки «ласково и нежно» вдевают в маленькое ушко бриллиантовую серёжку или «сильным надёжным движением» достают из кошелька банковскую карточку или наличные, чтобы оплатить туфельки или какой-то иной «импульс любви». И классический припев: чем больше удаётся извлечь из возлюбленного, тем больше «…смотрите, девочки, как он меня любит!»

Тут не без особенностей русской загадочной души, склонной к размаху и масштабу: скромный Валентинов День в Европе, где «Я тебя люблю» можно демократично аранжировать всего лишь несколькими розами и коробкой шоколада, кажется многим жительницам мегаполисов нелепым атавизмом. Шоколад? А при чём здесь любовь-то? Для них Святой Валентин – это реинкарнация Санта-Клауса. Дед Мороз для тех, кому за 20.

Года три назад, примерно в это же время – вокруг Дня Любви тире Международного Женского Дня - по дороге на работу я регулярно наблюдала рекламу ювелирной марки: девица, приняв требовательную позу, сообщала что-то типа: «Любишь – докажи». Лицо её не источало ни капли любви, и я догадалась, почему. Это даже не к её мужчине обращение, а к св.Валентину тире Деду Морозу.

Сегодня на том же месте я обнаружила новую рекламу – другого лейбла, торгующего кольцами-браслетами. Его креативщики не мудрствовали лукаво: «Любовь надо доказывать», - сообщал плакат. Было бы забавно, прости Господи, изобрази дизайнер вместо смазливой мордашки с бриллиантовыми жирандолями, образ святого Валентина, распахнувшего потрёпанный плащ – а внутри к полам приколот-пристёгнут алмазный фонд с расценками. «Любовь надо доказывать», - заботливо наставляет святой потенциально влюблённых консьюмеров.

Но плакат остался позади, а мне подумалось, что любовь нельзя ни доказать, ни показать. Её можно только давать и принимать. Но самая главная хитрость в том, что даёшь и принимаешь её надо не тогда, когда сам этого хочешь, а когда этого хочет тот, второй. И, конечно, делаешь это каждый день. С 14 февраля по 14 февраля любого года.

Смотрите также: