Для борьбы с этой бедой, грозившей стать катастрофой национального масштаба, руководство государства приняло Федеральную целевую программу «Повышения безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.» и выделило значительные финансовые ресурсы. О том, удалось ли сдвинуть ситуацию с мёртвой точки нам рассказал начальник Департамента ОБДД МВД России - главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РФ Виктор Кирьянов.
Всё равно пьют
«AиФ»: - Федеральная программа начала действовать в 2006 г. Каких успехов удалось достичь за 4 года?
Виктор Кирьянов: - Уже несколько лет аварийность на российских дорогах уверенно сокращается. К примеру, за первое полугодие 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. на 3,4 тыс. снизилось число ДТП, количество погибших уменьшилось на 13,9 %, а раненных на 3,6%. Это и есть самый главный показатель нашей работы, по нему оценивается и реализация федеральной целевой программы. Подведя итоги и проанализировав допущенные ошибки, ГИБДД приступит к реализации новой программы, разрабатываемой правительством на период с 2012 по 2020 гг. Таким образом, создан скелет организации безопасности дорожного движения в России. Предстоит нарастить на него мясо и мышцы. Однако хочется с радостью заявить, что уже сегодня дураков на российских дорогах стало меньше!
«AиФ»: - Первоначально планировалось выделить на реализацию целевой программы почти 53 млрд. руб. На какие цели тратятся эти средства?
В. К.: - Они распределяются между большим числом организаций. Всего в программе задействовано около 40 органов государственной власти: ДОБДД, Минтранс, Миобрнауки, Минздрав и тд. Деньги идут на строительство и ремонт дорог, совершенствование условий перевозок людей и грузов, улучшение обучения школьников и клиентов автошкол, социальную рекламу и многие другие цели. Кроме этого деньги перечисляются в бюджеты всех субъектов Федерации, принявших региональные программы. Местные власти за этот срок ввели в эксплуатацию более 800 светофоров, установили примерно 254 км. дорожных ограждений и 70 тыс. знаков. К сожалению, в связи с экономическим кризисом финансирование сократилось на 63%. Но все участники программы стараются создать условия для того, чтобы это никак не отразилось на реализации задуманного.
«AиФ»: - При этом число аварий и пострадавших в них людей остаётся огромным. В 2009 г. в ДТП погибло более 26 тыс. россиян. С чем это связано?
В. К.: - Одной из самых острых проблем, не смотря на значительное ужесточение санкций, остаётся пьянство автолюбителей. Так только за последний год инспекторами ДПС было выявлено около миллиона нетрезвых водителей. Выпившие автомобилисты за первые 6 месяцев текущего года стали причиной 4697 аварий, в которых погибли 666 и получили телесные повреждения 6873 человека. И хотя в этом вопросе наблюдается положительная динамика – ещё недавно ситуация была значительно страшнее, сегодняшний результат нас совершенно не удовлетворяет. Ещё одной причиной возникновения аварий является неудовлетворительное состояние улиц и дорог. Число столкновений, произошедших из-за этого, выросло в первом полугодии 2010 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года на 12,6 % и составило 18746 случаев. В результате погибло 2360 и было ранено 24042 человека.
Дети гибнут из-за взрослых
«AиФ»: - Каждое третье ДТП в России происходит с участием пешеходов. Сотрудники ГИБДД в личных беседах жалуются на крайне затруднённую схему наказания пешеходов за нарушения и пренебрежительное отношение последних к ПДД. Как бороться с этой проблемой?
В. К.: - Пешеходы - самые незащищенные участники дорожного движения. Поэтому наши усилия в первую очередь направлены на работу с автомобилистами, которые должны максимально внимательно относиться к своим не имеющим машин согражданам. Так некоторые водители до сих пор по привычке не пропускают их на «зебрах». Автоинспекция усилила надзор за органами исполнительной власти и организациями, отвечающими за создание условий для пешеходов. Если выясняется, что на определённом месте возникает очаг аварийности, специалисты проводят анализ и принимают меры. К примеру, улучшают видимость знаков и разметки, выносят предложения по установке искусственных неровностей и тд. Другая сторона проблемы состоит в том, что пешеходы часто сознательно пренебрегают правилами и переходят проезжую часть в неположенных местах. По вине таких камикадзе с января по июнь 2010 г. случилось почти 13 тыс. ДТП, унёсших 1799 жизней. Такой правовой нигилизм и приводит к несчастным случаям. А ведь для того, чтобы наказать пешехода необходимо, порой, потратить гораздо больше времени и сил, чем в случае с автомобилистом. Многих пеших нарушителей для составления протокола приходится препровождать в местное отделение милиции для выяснения личности. При этом наш сотрудник вынужден покидать место дежурства. Во времена Советского Союза информация о нарушителях направлялась по месту их работы и учёбы, где коллектив мог вынести своему члену порицание или лишить премии. Сейчас же максимальное наказание – штраф в 200 руб. Надеюсь, что в скором будущем эта проблема потеряет актуальность в связи с появлением большого числа безопасных пешеходных переходов и ограждения опасных участков дорог.
«AиФ»: - С января по июнь текущего года в стране произошло 8787 аварий, в которых погибли 332 и пострадали 9135 ребёнка. Что делается чтобы снизить опасность подобных трагедий?
В. К.: - Сегодня нам удалось почти вдвое по сравнению с 2005 г. снизить количество пострадавших в ДТП несовершеннолетних. Для обучения детей правилам дорожного движения уже созданы десятки автогородков, открыты специальные классы, дающие знания и навыки, необходимые школьникам для правильного поведения на проезжей части. Минобразования разрабатывает новые стандарты обучения ПДД. К сожалению, нередко вина в детских страданиях лежит на взрослых. По статистике в настоящее время половина детей-пассажиров гибнет и получает травмы из-за того, что автомобилисты нарушают правила. Мы даже сталкиваемся со случаями, когда пьяные водители сажают в авто детей и, нарушая правила, попадают в ДТП. Возможно, законодателям следует повысить ответственность для граждан, если в салоне их авто находится ребенок.
Авария по кайфом
«AиФ»: - Не секрет, что до сих пор подавляющее число автоинспекторов не имеет возможности выявить на месте автомобилиста, принимавшего наркотики. Даже при этом прав лишается около 30 тыс. водителей, севших за руль «под кайфом». Когда ваши подчинённые получат необходимые приборы?
В. К.: - Сейчас разрабатываются и проходят обкатку отечественные экспресс-тесты, позволяющие распознать наркоманов, позволивших себе сесть за руль. Так что уже в скором будущем сотрудники ГИБДД смогут аргументировано отстранять таких смертельно опасных нарушителей от управления и направлять на медицинское освидетельствование. Кроме этого создаётся база данных, в которой будет содержаться информация обо всех лицах, употребляющих незаконные вещества и препараты. Это позволит не допускать наркозависимого к управлению автомобилем, не зависимо от того, в каком регионе страны он будет находиться.
«AиФ»: - Уже более 2 лет в России действует система видеофиксации нарушений. Оправдались ли возложенные на этот проект ожидания?
В. К.: - Эта система не только действует, но и развивается. По всей стране постоянно устанавливаются новые камеры, оттачивается схема фиксации, составления и направления протоколов. Сначала штрафовать удавалось лишь автолюбителей, превысивших скоростной режим. Сейчас мы работаем над тем, чтобы безнаказанным не оставалось ни одно нарушение, зафиксированное камерой. Вскоре штраф в 5 тыс. рублей планируется накладывать на лихачей, заснятый при выезде на встречную полосу. Но есть и проблемы. Трудно привлекать к ответственности автовладельцев, на машинах которых установлены нечитаемые регистрационные знаки, разыскивать людей, сидевших за рулём авто, проданных по доверенности, официальные владельцы которых уехали в неизвестном направлении или вообще умерли. Но, по моему мнению, в течение ближайшем будущем мы сможем добиться в этом направлении необходимых результатов.
«AиФ»: - Несколько лет назад российским гражданам обещали скорое введение подкатегорий водительских удостоверений. Однако до сих пор этого так не было сделано. Когда же появятся новые разновидности прав и какими будут подкатегории?
В. К.: - Международная Конвенция дорожного движения предусматривает введение на национальном уровне подкатегорий транспортных средств в рамках уже существующих категорий. Законопроект на этот счёт подготовлен и будет направлен на рассмотрение депутатов Госдумы осенью текущего года. Водительские удостоверения нового образца, включающие в себя подкатегории, должны начать выдаваться с марта 2011 г. На данный момент рассматривается возможность введения следующих подкатегорий: «А1» - лёгкие мотоциклы с объёмом двигателя от 50 до 125 кубических сантиметров, «С1» - автомобили, максимальной массой от 3,5 до 7,5 тонн, «D1» - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие от 8 до 16 сидячих мест, не считая водительского, «С1Е» и «D1Е» для автомобилей с прицепом. Водителям, уже имеющим права определённых категорий, не придётся проходить какие-либо тесты на открытие подкатегории. Остальные желающие будут сдавать дополнительный экзамен.
Номер на продажу
«AиФ»: - Ходят слухи, что вскоре «красивые» номера можно будет не получить «по блату», как это порой происходит в некоторых регионах, а официально купить.
В. К.: - По имеющимся у меня сведениям законодатели в настоящее время работают над законопроектом, который, в случае принятия, позволит автовладельцу приобретать регистрационные знаки с понравившимися ему сочетаниями букв и цифр. Возможно, для этого будут проводиться специальные аукционы, как это уже делается в некоторых странах. Мы полностью поддерживаем эту идею и считаем, что нововведение позволит не только пополнить бюджет, но и снизить коррупцию в рядах сотрудников.
«AиФ»: - Президент Дмитрий Медведев ставит перед госорганами задачу максимальной информационной открытости и модернизации. Некоторые федеральные службы уже начали оказывать услуги населению при помощи сети Интернет. Чем в этом направлении может похвастаться ГИБДД?
В. К.: - Такая работа ведётся в рамках программы «Электронная Россия». Уже сейчас на сайтах управлений ГИБДД и Департамента ОБДД автоинспекции можно получить не только всю необходимую информацию, но и ответы экспертов на вопросы заинтересованных лиц. Также в скором будущем мы планируем дать возможность дистанционно совершать необходимые процедуры, не приходя в экзаменационные и регистрационные подразделения. Подобный пакет услуг будет постоянно дополняться и совершенствоваться. Кроме этого все желающие вскоре смогут в удалённом доступе узнать о своих нарушениях. Эти данные будут предоставляться по специальному порядку допуска, так что информация не станет общедоступной.
Досье
Виктор Кирьянов, генерал-полковник милиции, начальник Департамента ОБДД МВД РФ. Родился в 1952 г. в городе Тихвин. Начинал в 1974 г. простым инспектором и в 2004 г. назначен руководителем российской Госавтоинспекции.
Смотрите также:
- Бьются автолюбители, а гибнут пешеходы... Можно ли обезопасить наши дороги? →
- В России упростят процедуру оформления ДТП →
- Это саботаж? →